Инсайд. Монгольский мир через призму прошлого
История монголов тесно переплетена с прошлым России и Китая. Была Золотая Орда на севере и империя Юань на юге. После междоусобиц, стремительного ослабления и окочательного развала, эпоха Великой Монголии сменилась на вассальную форму сосуществования с Россией и Китаем.
Монголия в широком её понимании оказалась на периферии мирового мейнстрима. И тем не менее, Монгольский мир не исчез совсем, как многие выдающиеся социальные проявления человечества. Он и сейчас пытается формулировать собственные смыслы и отстраивать ориентиры. Но главная тайна не в причине расцвета и упадка монголов, а в формуле по которой двигается мировая история.
В этом плане, одной из загадок истории является формирование своеобразных политических центров в той или иной точке мира в ту или иную эпоху. Древняя Греция, Древний Рим, периодические расцветы и упадки Китая, Монгольская империя, Великобритания, Русская империя, СССР, США и т.д.
Ко всем этим явлениям предшествовали формирования соответствующих культурных центров в определенных точках мира в ту или иную эпоху. Концентрация умов и талантов, порождающих принципиально новые идеи и новые интеллектуальные продукты, в определенный момент достигает пика и кажется, что “центр мира” сосредоточился именно в данной точке мира. Однако проходит время и точка эта вдруг становится банальным местом на карте…
Через некоторое время, особая концентрация памятников великих деятелей прошлого каким-то образом генерирует на казалось бы забытой территории новые интеллектуальные продукты, создающие новые эпохи. Итальянский ренессанс, английское просвещение, французское просвещение, немецкая философия и русский авангард в искусстве создали новые центры, так сказать, современного опережающего развития.
Однако и этот порядок начинает меняться. Современный Китай, феномен Южной Кореи, небывалый подъем Индии, региональное усиление Турции и рост арабских государств меняют прежний порядок мировосприятия. И в этом стремительно меняющемся мире Монгольский мир сохраняет свою субъектность в ожидании больших перемен.
История показывает, что великим переменам предшествуют великие идеи, сформулированные великими мыслителями. Которых, в свою очередь, вдохновляет свершения и достижения предков. Всегда и везде, в любой научной школе и культурном пространстве присутствует традиция без которых не бывает фундаментальных институтов. Именно поэтому народы, нации и государства с трепетом относятся к собственным археологическим раскопкам, памятникам архитектуры и другим формам нематериальной ценности. Именно поэтому, Китай восстановив мавзолей Чингисхана и по-своему развивая Тибет, создаёт формы “мягкой силы” и целостность гармоничного сожительства многих народов и культур в одной стране-империи.
Поэтому для развития бурят-монгольского народа, его самосознания и гармоничного развития в российском государстве необходимо восстановить собственные исторические памятники. Среди которых особо выделяются: второй по величине в империи Юань дворец и столица хори-бурят - Хуандэй (Кондуйский дворец) в Забайкальском крае, столица улуса младшего брата Чингисхана Джучи Хасара - Хирхара (Хирхиринское городище) в Забайкальском крае, и наконец, тоонто (родина) Золотой Династии Борджигинов на урочище р.Онон - Хаан Уула в Забайкальском крае рядом с поселением Борджигантай.
На этой фундаментальной платформе можно стремительно построить очень эффективную модель транснационального коридора международного взаимодействия. Этот коридор станет одним из важнейших инструментов для налаживания взаимовыгодных отношений России с азиатским миром. Сейчас Монгольский мир может стать и,возможно, обязательно станет естественным коридором для взаимодействия России с Азией. Такое состояние естественно структурно, гармонично историко-культурно и выгодно экономически для России и монгольским народам тоже.