Планета детства им. Загурского
Как-то так сложилось, что до недавнего времени мне не приходилось бывать «на елке» с настоящими артистами. Нет, «тяжелое детство, деревянные игрушки» - это не мой случай, но все-таки в моей семье театр почему-то не был популярен.
И для меня долгие годы главными символами новогоднего утренника были Дед Мороз в исполнении дяди Арамиса С. и очаровательная Снегурочка, тетя Люба Б. Причем если «дедушку» хоть как-то маскировала борода, то его «внучка» выдавала себя с головой, ежедневно приводя сыновей, моих одноклассников, в школу. Конечно, мы были детьми и получали искреннее удовольствие от наших родителей, наряженных феями, пиратами, кикиморами и прочей сказочной братией, но в то же время не по годам рано начали понимать всю условность происходящего.
Повзрослев, я, наконец, открыла для себя Театр и спустя короткое время полюбила его всей душой – однако продолжала незаслуженно игнорировать детский репертуар. Не знаю, чего здесь было больше: то ли остаточных подростковых комплексов («Что я, маленькая, что ли?»), то ли глупого самомнения опытного театрала («Ну и чем сказка может меня удивить?). Даже собираясь посмотреть отрекомендованного подругой «Кота в сапогах», я сомневалась до последней минуты. Понравится ли? Смогу ли я «погрузиться» в спектакль, рассчитанный на детсадовцев? И дело даже не в простеньком знакомом с детства сюжете, а, скорее, в наивных реалиях, таких далеких от «взрослого» мира. Например, сильный волевой мужчина с собственным замком, пользующийся непререкаемым авторитетом у соседей, приходит с серьезным намерением жениться… И кого же выбирает принцесса? Безработного музыканта на содержании у кота. У КОТА, КАРЛ!!!
Я от души посмеялась над собственными опасениями, едва закрылся занавес. Действительно, «чем может удивить» история о настоящей дружбе и бескорыстной любви, о прощении и осознании ошибок, подкупающая юношеским задором и согревающая теплым добрым юмором.
Счастливая и воодушевленная, я приняла решение пересмотреть и другую постановку «от создателя Кота» – сказку «Мери Поппинс, до свидания». Тем более, что первое впечатление от нее было безнадежно испорчено двумя очаровательными малышками, чьи родители в похвальном педагогическом порыве выучили с ними все хиты советской экранизации, но, очевидно, забыли объяснить, что не надо выкрикивать их в уши впереди сидящей незнакомой тети.
К счастью, во второй раз с соседями повезло больше, и я смогла в полной мере оценить весь масштаб и глубину спектакля – яркого, живого, не по-детски мудрого и не по-взрослому доброго. И определенно самобытного, хотя и имеющего некоторое (чисто сюжетное) сходство с культовым советским фильмом.
У режиссера Ирины Мякишевой удивительный талант: самыми простыми словами показать и объяснить самые сложные вещи. Взаимная отчужденность заеденных бытом супругов, предоставленные сами себе дети, позднее счастье и безответная любовь, всеобщая разобщенность, постепенно заменяющая дружбу добрососедством, – и за всеми этими недетскими проблемами зрители категории 6+ наблюдают, затаив дыхание, в течение почти трех часов. Это ли не чудо?
Да что там дети – даже взрослые, все, кого я знаю, находятся под впечатлением от «Мери Поппинс». Я, к примеру, всем, кто критикует мой образ жизни, теперь смело отвечаю, что по субботам не ерундой какой-то занимаюсь, а соблюдаю британские традиции. Которые, как известно, нетленны.
Поэтому стоит ли удивляться тому, что новую сказку от Иркутского музыкального театра я ждала с полузабытым ощущением радостного предвкушения. Как в детстве, когда, укладываясь спать 31 декабря, я твердо знала, что утром увижу под елкой ПОДАРОК; я не могла даже предположить, что будет внутри, но ни минуты не сомневалась, что он мне понравится.
Не стану раскрывать интригу (чтобы не портить удовольствие тем, кто еще только собирается посмотреть «Принцессу на горошине»). Скажу лишь, что все мои чаяния и надежды осуществились в полной мере: яркая красочная история, с первых секунд «по-мякишевски» легко увлекающая за собой в мир приключений, искрометный юмор и – бонус родителям – греющие душу ненавязчивые отсылки к любимым спектаклям. Особенно порадовали более развитый (по сравнению с оригиналом) сюжет и тщательная логическая проработка деталей. Не знаю, как другим, а мне в сказке Андерсена всегда был непонятен странный энтузиазм королевы-матери. Невестка, во всех смыслах «принцесса», обругавшая, находясь в гостях, постель, которую даже не она стелила, – это же воплощенная мечта любой свекрови.
Словом, я потрясающе провела время и искренне верю, что еще не раз увижу этот прекрасный спектакль в афишах Иркутского Музыкального!
Однако к моему восторгу примешивалась и неподдельная горечь от того, как быстро растет пропасть между детским и взрослым репертуаром. Еще два-три года назад, если бы мне кто-нибудь сказал, что по итогам зрительского голосования новогодняя часовая сказка будет оценена выше, чем три премьеры сезона из пяти, я бы посмеялась и на манер товарища Шпака посоветовала бы «фантасту» закусывать. Но до смеха ли мне теперь, когда балет (!), поставленный детской (!!!) балетной студией, обошел на повороте и «Дамского портного», и «Венские встречи» - и, судя по динамике, имеет все шансы догнать «Любовь и голуби»?
Долгое время меня удивляло, почему «королева театра», всегда так беспечно одобряющая любые эксперименты своего «придворного режиссера», в некоторых вопросах все же проявляет прозорливость и не допускает ее к постановкам детских спектаклей. С одной стороны, удивительно, но, если вдуматься, - вполне логично.
Во-первых, ребенка не заставишь смотреть скучное представление. Если малышу не интересно, он способен на все, кроме одного: сидеть тихо. В отличие от взрослых, дети еще не умеют лицемерить; они не будут аплодировать только из уважения к любимым артистам (которые наверняка и сами не всегда в восторге от своих персонажей). А учитывая, сколько в зале зрителей «от пеленок и выше», становится ясно: для того чтобы спектакль вообще состоялся, его надо поставить на высшем уровне.
Во-вторых, директор театра может «плавать» во всем, что касается искусства, но считать она, бывший бухгалтер, умеет. А математика между тем крайне проста: в зале 878 мест, половина из которых наверняка будет занята детьми. За предновогодний период и праздничные дни «Принцессу», согласно афише, дают 38 раз! Следовательно, если отнестись к постановке сказки халатно, то более шестнадцати тысяч семей в новом году уже едва ли захотят посетить Музыкальный театр (округлим до 15 тысяч – за счет «выносливых» театралов).
И это только в лучшем случае. В худшем волна детского разочарования может ненароком перерасти в страшную стихию, сметающую все на своем пути. И имя ей – Яжемать. Детский сад, спортивные секции, школы раннего развития и поликлиники; все места скопления любящих родительниц круче любой социальной сети – и «лайкнут», и статус «запостят», и комментариями поделятся в режиме онлайн. Так что здесь или грудь в крестах, или голова в кустах – третьего не дано!
Обидно, что администрация театра не проявляет подобной сознательности в том, что касается «взрослого» репертуара; в последние годы и подбор материала, и режиссерская подача иногда откровенно обескураживают. Частенько возникает ощущение, что руководство полным составом переехало из Тридевятого царства: во всяком случае, фразу «и так сойдет» они, судя по всему, сделали своим жизненным кредо.
К чему приведет подобная политика, нетрудно представить…
Сначала отвернутся постоянные зрители, ограничив посещение театра старыми проверенными (любимыми), спектаклями. Но ведь это не беда: репутация Иркутского Музыкального театра такова, что зал еще долго не будет пустовать. Он с легкостью наполнится теми, кто давно собирался, но не успевал купить билеты на хорошие места; теми, кто решил «окультуриться» раз в пятилетку; теми, кто привел даму, желая произвести впечатление… Иркутск – город большой, мест хватит всем. Правда, при этом неизбежно пострадает «качество» публики: кто-то станет шуршать обертками и хрустеть сухарями, кто-то начнет громко комментировать происходящее, а кто-то весело ломанется в гардероб еще до окончания поклонов (что мы со стыдом наблюдали в этом году на декабрьской премьере). Только и это все ерунда – деньги-то уже «уплочены».
Если вдруг новые постановки перестанут удовлетворять даже непритязательный вкус «зрителей по случаю», всегда можно сделать упор на гастрольные мероприятия. «Звезды на Байкале», «Джаз на Байкале» проходят в столице Приангарья не первый год и стали за это время узнаваемым брендом со знаком качества. Таким образом, простым добавлением слов «…на Байкале» можно легко прибавить статусности любому сабантую «селебретис» (по крайней мере в ближайшие пару лет).
А вот когда доверие зрителя будет утеряно полностью и иссякнет даже этот ручеек прибыли, театр может объединиться с находящимся в этом же здании рестораном «Бродвей». И открыть первое в Иркутске варьете. «ИМТ-Варьете» - звучит жутковато, но, в свете событий последних лет, не сказать, что фантастично. «И фирменного кролика – любому алкоголику»…
Лично мне остается надеяться, что мое письмо Деду Морозу дойдет, и в будущем году администрация станет уделять куда большее внимание тому, что и как ставится под их «чутким» руководством.
Но довольно о грустном! Новый год – это время подведения итогов, добрых пожеланий и надежд на лучшее! Хочется сказать огромное спасибо артистам театра, которые изо дня в день, несмотря ни на что, выходят на сцену и всю душу вкладывают в то, чтобы сделать нашу жизнь чуточку красивее! Мы ценим ваш нелегкий труд и очень вас любим!
В Новый год принято желать разного: счастья, успеха, богатства… Однако, наблюдая в последние годы за действиями руководства театра, я поняла: главное – здоровье, а остальное приложится. Так вот, желаю вам здорового репертуара, здоровой атмосферы в коллективе и здоровой зрительской отдачи!
С Новым годом!
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!