18+

Наталья Шапарова

©  Babr24.com

Религия Мир

4126

07.07.2011, 23:09

Купала (Купало, Купайла)

Ой, Купала на Ивана,
Накупався Иван,
Та в воду упав.
(народная песня)

Общеславянский Купала – один из самых значительных праздников года, «макушка лета». В древности он приурочивался ко дню летнего солнцестояния и растягивался, скорее всего, на несколько дней (примерно с 20 по 24 июня), а при христианстве оказался связан с церковным праздником Рождества Иоанна Крестителя (24 июня по старому стилю и 7 июля – по новому). Фактически, Купала охватывает два дня: на Аграфену-Купальницу (день памяти мученицы Агриппины, 23 июня ст.ст.) производятся приготовления к торжеству, а с вечера начинается собственно праздник, который продолжается всю ночь и весь Иванов день.

У восточных славян игрища, совершавшиеся в ночь на 24 июня, называли Купалою, в Литве – праздником Росы, а в Польше – Соботками. Свое название праздник Купалы предположительно получил от обычая купаться и обливаться водой, а также от ритуального «купания», совершаемого при крещении (эпитет св.Иоанна - греч. ??????? ? ????????? - переводится как «купатель, погружатель»). Омовение в водах на Купалу служило не только для очищения перед великим праздником; оно соотносилось с летним «купанием солнца», соединением влаги и тепла, необходимым для урожая.

Согласно народным поверьям, на Купалу растворяются небеса и земля, «играет» солнце, обретают особую силу растения и зацветают колдовские цветы, вода превращается в вино, животные разговаривают, клады выходят из земли, становятся чрезвычайно активными все сверхъестественные существа (лешие, водяные, ведьмы и пр.). Это праздник огня и воды, время полного расцвета природы и апогея ее творческих сил. Некоторые исследователи считают, что в древности Купала посвящался Яриле, а само название праздника было эпитетом этого божества плодородия и «ярой» весенней силы.

Купала был настолько важен для славян, что сохранился и при христианстве, несмотря на крайнее осуждение церкви. Гизель в своем «Синопсисе», напечатанном в Киеве в 1679 году, писал: «Того же Купала бога или истиннее беса и доселе по неким странам российским еще память держится. Наипаче же в навечерие рождества св. Иоанна Крестителя собравшиеся к вечеру юноши, мужеска, девическа и женска полу, соплетают себе венцы от земли некоего и возлагают на главу, опоясуются ими. Еще же на том бесовском игралище кладут и огонь, и окрест его емшеся на руце, нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огонь прескачуще, самих себе тому же бесу Купале в жертву приносят».

У всех славян купальская обрядность обязательно включала в себя омовение и «плескание», сбор трав и ритуалы с растительностью, разжигание костров (обычно от «живого», добытого трением огня) и перепрыгивание через них, а также символическое обезвреживание нечистой силы.

У восточных славян Купалу праздновали примерно следующим образом.

На Аграфену-Купальницу, в первой половине дня, все поселяне «от мала до велика» непременно парились в банях, чтобы отогнать болезни и на весь год «запастись здоровьем». Веники для бани изготовляли в этот же день и вкладывали в них свежесрезанные ветки разных деревьев (березы, ольхи, рябины и др.), целебные травы и цветы (в первую очередь – купальницу); считалось, что с их помощью из тела выводятся все «нечистоты» и болезни, накопившиеся за прошедший год. Помимо зелени для веников, на Аграфену собирали еще и большое количество растений для украшения домов и дворовых построек; из цветов и трав плели венки и гирлянды, составляли букеты, которые потом использовали во время игр и народных гуляний.

Гулянья начинались ближе к вечеру и часто сопровождались купанием. По народному поверью, на Купалу само солнце купается, согревает и освящает воды, так что любая вода становится целебной и очищающей; до Аграфены же купаться обычно не полагалось из-за слишком холодной и «опасной» воды. В сумерках на берегах рек разводили большие костры, и молодежь, искупавшись и украсив себя цветами, пела и плясала около огня. Юноши и девушки прыгали через костры попарно, держась за руки, причем считалось, что если во время перепрыгивания руки их не разойдутся, эта пара вскоре вступит в брак, и совместная жизнь их будет счастливой и долгой.

Обычай возжигать на Купалу костры и прыгать через них был известен повсеместно, причем в древности к таким огням собирались все поселяне без исключения. Во многих местах и в XIX в. считали, что люди, избегающие купальского огня, «нечисты» - это ведьмы и колдуны, которых святое пламя жжет и отпугивает. Через купальские костры нередко переносили больных и детей, прогоняли скот, чтобы избавиться от разных хворей, защититься от порчи, воздействия злых духов и т.д. Схожие очистительные и защитные свойства приписывались купальской воде и особенно «ивановской» росе: например, девушки и женщины утром Иванова дня катались по влажной траве на межах и умывались росой для здоровья и красоты, а некоторые даже собирали росу, таская по траве полотно, и потом использовали эту влагу для лечения самых разных недугов (головных болей, глазных болезней, бесплодия и др.).

Особое внимание в купальские праздники уделяли растениям. По народному убеждению, как раз в это время все травы и целебные коренья «в самом соку бывают», и у русских день св. Агриппины называли даже «Аграфена – лютые коренья». На Купалу, говорили в народе, зацветают разные чародейные травы – папоротник, разрыв-трава и др. Ивановская ночь была основным сроком для сбора многих «зелий», которые потом в течение целого года использовались для цели­тельства, а также для отгона нечистой силы, снятия порчи, защиты от молнии и пр. Собственно в купальскую ночь жгучие и колючие травы раскладывали повсюду для защиты от ведьм и злых духов; через букеты цветов или пучки крапивы перепрыгивали, как через костер. Девицы гадали по купальским травам о судьбе и замужестве: например, в полночь или утром Иванова дня тайком собирали 12 разных трав и клали их себе под подушку, надеясь во сне увидеть своего жениха; или сплетали венки и пускали их по воде (поплывет – к замужеству, потонет – к смерти, и т.п.). Самыми «купальскими» в народе считались полынь-чернобыльник (главный оберег от ведьм, русалок и пр.), купальница и иван-да-марья: эти растения непременно вплетали в венки, опоясывались ими, затыкали их в хозяйственные постройки и.т.д.

Наталья Шапарова

©  Babr24.com

Религия Мир

4126

07.07.2011, 23:09

URL: https://m.babr24.net/?ADE=94653

Bytes: 6293 / 6266

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Религия"

В Новосибирске более 16 тысяч человек окунулись в купели

В Новосибирске более 16 тысяч человек окунулись в купели во время Крещения. Об этом рассказали спасатели МАСС в своем телеграм-канале.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

1997

21.01.2025

В Новосибирске организуют пять купелей на Крещенские купания

В Новосибирске организуют пять купелей для Крещенских купаний. Об этом сообщил Сергей Куценко, начальник департамента по ЧС мэрии города.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

2546

14.01.2025

В Крещенскую ночь в Красноярске откроют три купели. Список

В Красноярске к Крещению откроют три купели — на одну больше, чем в прошлом году.

Источник: Babr24.com.

Религия

Красноярск

2533

13.01.2025

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) ...

Автор: Лера Крышкина.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Россия

6772

18.11.2024

Итоги опроса Бабра: храм не нужен, а вот мэр — да

В Красноярске планируют к 2028 году возвести огромный Богородице-Рождественский кафедральный собор ценой свыше 3,5 миллиарда рублей.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Политика, Общество

Красноярск

30382

18.10.2024

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены ...

Автор: Виктор Кулагин.

Источник: Babr24.com.

Религия, Недвижимость, Политика

Бурятия

30340

16.10.2024

Инсайд. Культурная революция Хамбо-ламы

Оказывается, добрый пастырь Хамбо-лама Дамба Аюшеев – тот еще революционер.

Источник: Babr24.com.

Религия

Бурятия

7430

07.10.2024

В Новосибирске строят несанкционированный храм

В Новосибирске на территории Станиславского жилмассива возводится храм, разрешение на который мэрия города не выдавала.

На выезде из Томска построят храм из красного кирпича

На выезде из Томска возле микрорайонов Южные Ворота и Южные Ворота-2 построят храм. Информация об этом появилась в телеграм-канале Томской епархии.

Источник: Babr24.com.

Религия

Томск

8223

02.09.2024

Монгольский буддизм в массы: в Улан-Баторе прошла первая международная конференция по религиоведению

Национальный университет Монголии традиционно проводит раз в два года научную конференцию по религиоведению.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Наука и технологии, Общество

Монголия

8665

29.08.2024

В Красноярске все же могут построить каменный храм на Стрелке. Экс-губернатор Усс создаст попечительский совет по проекту

Бывший губернатор Красноярского края и действующий сенатор Александр Усс объявил о планах по созданию попечительского совета по строительству ...

РПЦ получила в собственность известную красноярскую часовню

Территориальное управление Росимущества сообщило о передаче часовни Параскевы Пятницы, расположенной на Караульной горе в Красноярске, в ...

Источник: Babr24.com.

Религия

Красноярск

10241

24.07.2024