18+

Нора Потапова, театральный критик

©  Babr24.com

Культура Иркутск

4166

06.12.2009, 15:48

Иркутская история про «Летучую мышь»

«Летучая мышь» - оперетта, публикой любимая и хорошо известная. Идет во всех театрах «облегченного жанра», где только есть хоть пара прилично поющих актеров. Какие тут могут быть неожиданности? Все с вожделением ждут вранья Генриха Айзенштайна про собаку Эмму, блестящего (по возможностям театра) светского бала и героини в шикарном костюме летучей мыши.

Как ни странно, в новом спектакле Музкомедии города Иркутска ничего этого нет. Дело в том, что пьеса Н.Эрдмана и М. Вольпина, широко известная в России с музыкой Штрауса – это совсем не тот сюжет, на который писал свою оперетту знаменитый Иоганн. А прежний – вот он:

…Генрих Ейзенштейн, представитель золотой венской молодежи, на маскараде зло подшутил над своим другом Фальке. Того, изрядно пьяного, в костюме летучей мыши (!) отвезли в городской парк, где он утром проснулся под улюлюканье гуляющих. Фальке был осмеян, и на этой волне Айзенштейн увел у него невесту, красавицу Розалинду.

Нынче Айзенштайн – уважаемый семейный человек, в его респектабельном доме все, как у людей – аппетитная горничная, добродетельная жена, вкусная еда, хорошее вино. Но Генрих вляпался в историю – охотился не там, где надо, а на разбирательстве дела побил судью, за что и должен отсидеть в городской тюрьме восемь суток. Тут Фальке, затаивший обиду, и закручивает ловкую интригу, результат которой известен каждому любителю оперетты.

Выбрав именно такой вариант пьесы, постановщик спектакля Юрий Лаптев рисковал. В этой версии «Летучая мышь» в России не слишком популярна, (хотя идет и поныне в Москве), так как на сцене необходимо подробно рассказывать предисторию происходящего, что тормозит темп спектакля. Но режиссеру удалось выстроить активное действие, по ходу которого вся важная информация подается коротко и ясно. Между музыкальными эпизодами (партитура Штрауса использована целиком) персонажи легко и точно перебрасываются необходимыми репликами, словно теннисными мячиками. Да и начало представления интригует: молодой господин - это Фальке - подсовывает таинственный конверт задремавшей горничной Адели.

Будят спящую девушку рулады воздыхателя Розалинды. Его вокальные пассажи остроумно пронизывают весь спектакль - Альфред изъясняется цитатами из ходового тенорового репертуара. А иногда и баритонового: в тюрьме он вопит «О дайте, дайте мне свободу».

Фальке (А.Айдаров) развивает драматургию мести стремительно: клянясь, что простил Генриха, быстро уговаривает его провести ночь на балу, затем, вместе с пригласительным билетом, преподносит Розалинде маскарадный костюм венгерской графини (вот почему в партитуре Штрауса фигурирует знаменитый «Чардаш» Розалинды! Кстати, этот коварный для вокалисток номер удался обеим иркутским исполнительницам – и опытной, актерски точной, Л.Поляковой, и молодой, пленяющей красивым пением Ю.Пихтиной).

Таким образом, все вовлечены в интригу, все азартно друг друга обманывают. Под искрометную музыку, в хорошем сценическом темпоритме актеры делают это очень обаятельно! Добродетельная Розалинда соглашается на свидание с тщедушным, но самоуверенным Альфредом (В.Лесовой), от верхних нот которого впадает в эротический экстаз; тут же, смекнув, что к чему, решительно принимает приглашение Фальке, одновременно искренне и трогательно разыгрывая драму расставания с мужем.

Абсолютно разъяренный в начале действия Айзенштайн мгновенно превращается в очаровательного элегантного бонвивана и упархивает на бал. Адель, поприпиравшись с госпожой и без угрызений совести свистнув ее платье, устремляется туда же. К концу первого действия пружина отлично закручена, но зритель не подозревает о сюрпризе, приготовленном ему во втором акте.

Кто бы мог ожидать от солидного оперного режиссера Лаптева такого легкомыслия! Рождественский бал у Орловского, бесшабашного миллионерчика, он с лихим юмором превращает в крутой мальчишник. Сюда стекаются уважаемые мужи под вымышленными именами, чтобы со смаком насладиться обществом дам наилегчайшего поведения. Все оные в откровенном неглиже – корсетах и чулочках с подвязками, все отнюдь не стеснены строгими манерами и этическими нормами. В эту ночь в доме психа- русского, от нечего делать балующегося заряженным револьвером, все можно. Белые и пушистые ангелочки – артистки балета буквально виснут на фрачных господах, мамзели из заведения повизгивают, польки сменяются галопами, и все несется в безудержном веселье. А в паузах мужчины морочат друг другу головы, хорошенькая голосистая Адель (С.Щерботкина) делает артистическую карьеру, а совершенно обезумевший от выпитой с Орловским водки и шампанского Айзенштайн (блестящая работа Е.Алешина) с упоением волочится за собственной женой, не пропуская, впрочем, и других юбочек.

Все хорошо: и пикантность ситуации, и танцы, изобретательно поставленные А.Тихомировой, и медведь (артист балета), которого Орловский выпускает из клетки. Претензии только к художникам – к вялой сценографии и костюмам. На сцене даже вульгарность, если она не случайна, должна быть фактом искусства. Дамочки из заведения рядом с респектабельными бюргерами на рождественском балу– это художественный образ, а не безвкусные тряпки, неловко прикрывающие тяжелые бедра артисток хора. Здесь художнику явно не достало такта, умения выстроить цветовую гамму, желания украсить костюмом, пусть с элементом намеренной пошлости, каждую женщину, ибо эти самые женщины, артистки хора, работают в спектакле истово, отлично поют и двигаются. Именно им принадлежит трудная роль удерживать сценический кураж и то особое настроение, которое в кульминации акта рождает дивную, мягко плывущую, всех объединяющую музыкальную тему брудершафта, а потом срывается в шквал буйного финала.

Третье действие – бенефис актера В.Яковлева в роли тюремного дежурного. Его монолог о степенях опьянения сопровождается… цирковой дрессурой. Собственно, это не монолог, а забавный диалог с собачкой Чучей, чьи актерские способности и отзывчивость поражают, но, что важно, не затмевают мастерства ее хозяина. Диалога этого, на мой взгляд, многовато, и еще одному колоритному персонажу – директору тюрьмы (В.Попову) приходится долго ждать выхода. Но как бы то ни было, трехчасовой с лишним спектакль не позволяет не только скучать, но даже эти три часа заметить. Здесь большая заслуга дирижера Николая Сильвестрова. Партитура озвучена качественно, оркестр держит спектакль, а не плетется за ним. От человека с седой головой, управляющего музыкой, льется на сцену юношеская энергия. Вообще остается впечатление, что в иркутском театре все молоды, невзирая на возраст, и неподдельно увлечены тем, что играют и поют. Редкое качество для оперетты, в которой страсти, молодость и жизнелюбие частенько лишь натужно изображаются

А еще это театр, который заметно растет. Несколько лет назад здесь у артистов были большие проблемы с вокалом. Они и сейчас есть, как в каждом музыкально-театральном коллективе, который одновременно работает и с мюзиклом, и с классической опереттой. Но дирекция нашла возможность приглашать на мастер-классы вокального педагога из С.-Петербургской консерватории. Светлана Горенкова теперь желанный и любимый гость в театре: актеры запели значительно лучше. Один из таких, А. Митичашвили, практически дебютировал как певец в роли князя Орловского.

Так что иркутская «Летучая мышь» преподнесла сюрпризы не только касательно фабулы и собачки Чучи (вместо собаки Эммы). Оказывается, театральную Сибирь даже кризисы не берут!

С.- Петербург-Иркутск, 18.11.2009

Нора Потапова, театральный критик

©  Babr24.com

Культура Иркутск

4166

06.12.2009, 15:48

URL: https://m.babr24.net/?ADE=82657

bytes: 7446 / 7446

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Ловец снов», концерт «Шедевры эпохи барокко» и спектакль «Сказки с небесного чердака»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

9307

20.05.2024

Иркутское театральное училище получило имя народного артиста России Виталия Венгера

Иркутскому театральному училищу присвоили имя народного артиста России Виталия Венгера.

Источник: Babr24.com.

Культура, Общество

Иркутск

5223

17.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

7441

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

6748

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Иркутск

19564

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

10644

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

13893

06.05.2024

Иркутскому «Театру Пилигримов» присвоили имя Владимира Соколова

Иркутский «Театр Пилигримов» получил имя человеческое — его основателя Владимира Соколова.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

7267

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

7922

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

10736

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

9422

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

16912

29.04.2024