18+

Любовь Сухаревская

©  Байкальские Вести

Культура Иркутск

3894

19.07.2006, 13:39

Союз двух искусств

В залах Иркутского художественного музея стартовал проект "Про живопись", в рамках которого, как сказала на открытии выставки директор музея Елена Зубрий, фотография впервые соединилась с живописью. И соединение это, как признали многочисленные гости вернисажа, необыкновенно удачно - выставка очень современна и очень красива.

Авторы экспозиции - известные московские и петербургские художники Лев Мелихов, Иван Порто, Сергей Брюханов и иркутянин Игорь Ширшков.

Представим их читателям поподробнее.

Лев Мелихов занимается фотографией с 1959 года. Рано начал публиковаться в центральных журналах и газетах. Член Союза художников и участник многочисленных групповых и персональных выставок. Обладатель Гран-при Венецианского фотобиеннале. Участвовал в издании около 200 книг и каталогов по искусству, выходивших в России, Франции, Италии, Англии, Германии, Австрии и США.

Иван Порто - историк искусства, кандидат искусствоведения, автор многочисленных творческих проектов, направленных на развитие современного изобразительного искусства. Вице-президент Союза художников России и секретарь Союза фотохудожников РФ, член Союза дизайнеров России. Заслуженный деятель искусств РФ. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств за выставки художественной фотографии последних лет.

Сергей Брюханов - живописец, график и куратор живописи. Член Союза художников России. Несколько сотен его произведений находятся в государственных музейных собраниях и частных коллекциях России, Австрии, Германии, Испании, Англии, Франции, США. Сергей Брюханов представлен в сборнике "2000 выдающихся художников и дизайнеров XX столетия", изданном в Кембридже, Англия.

И наконец, Игорь Ширшков - до недавних пор председатель правления Иркутского регионального отделения Союза дизайнеров России, декан факультета изобразительного искусства, профессор кафедры дизайна ИрГТУ, академик МАНПО, член Союза художников России. Его живописные и дизайнерские работы хранятся во многих городах России и за рубежом.

"Нас объединяет широкий взгляд…"

Идея выставки возникла год назад у Игоря Ширшкова и была тут же подхвачена Иваном Порто. Подключились друзья. И вот они, два художника и два фотохудожника, объединились в этом проекте.

Сегодня Игорь Ширшков делится новыми замыслами:

- Я рад, что эта выставка состоялась и уже получила продолжение - она поедет в Москву и Петербург, на хорошие площадки. Наш следующий проект, думаю, будет называться "Про графику". А пока - "Про живопись", ведь живописность, живопись - это не только то, что написано на холсте масляной краской. То есть живопись - это не только цветовые соотношения, но и нечто другое, что проявляется и в графике, и в фотографии, и в скульптуре.

И сегодня нас всех объединяют наши широкие взгляды: мы признаем как классическое, так и абсолютно современное искусство. Вопрос не в том, какого стиля произведение, а в том, какого оно качества.

Сияние

Сергей Брюханов, общаясь с многочисленными посетителями музея, пришедшими на открытие выставки, говорит:

- Я впервые в этом городе, хотя персональные выставки проходили практически по всей России. Что нас объединяет? Нас объединяет то, что мы "мастера-многостаночники" и большие жизнелюбы, - а в искусстве остаемся тончайшими эстетами. И то, что работаем в разных жанрах, - даже приятно. Живопись с академических позиций - это мать искусств, заниматься живописью - значит "писать живо саму жизнь". Так что особо подчеркиваю - жизнелюбие авторов этой выставки лежит в основе всего, что они создают.

Живописные работы Сергея Брюханова - это нежные и красивые полотна. Думаю, его нередко называют светлым, солнечным художником - во всяком случае, когда кто-то из выступающих попытался сформулировать свое понимание его полотен, друзья художника подсказали: "Солнечный!" Но что делать - точнее не скажешь. От некоторых исходит не просто свет - но настоящее сияние. Сложные по технике исполнения, они включают в себя элементы коллажа из материалов разных фактур - из рельефной мягкой (акриловой) бумаги, сусального золота и чего-то еще, что остается для зрителя загадкой. Все это обрабатывается живописными приемами, и в результате получается нежное и теплое пространство, которое хочется сделать обиталищем души. Это не вызывает ассоциаций с реалистическими образами, но согревает и радует сердце.

Белый город Ивана Порто

Мне удалось взять интервью у одного из четверки авторов - Ивана Порто. О своем искусстве он говорит:

- Я давно занимаюсь фотографией, но отвлекался на архитектуру и разную другую деятельность, а с 90-х годов пришел в фотографию окончательно. Это было новое время, новое искусство, которое стало составной частью изобразительного искусства. То, что делаем я, Лев Мелихов, - это именно понятие арт-фото, которое вошло в нашу жизнь и в наше искусство. За рубежом оно вошло в обиход еще в 50-е годы, у нас это тоже было, но никогда не было формально определено, сформулировано. И то, что мы сейчас представляем, - это попытка органично войти в современный художественный процесс.

- Иван Борисович, был когда-то век золотой, век серебряный… Какой, на ваш взгляд, век переживает изобразительное искусство сегодня?

- Мой взгляд на сегодняшний век пока грустный. Я считаю, что это век эклектики. Каждое столетие меняется какой-то стиль. К XXI веку мы пришли неподготовленными и, по сути дела, эксплуатируем те художественные идеи, которые были ранее - и век, и два, и три назад. Но я думаю, что идет процесс строительства и через некоторое время родится что-то новое.

И несмотря ни на что современное искусство сегодня активно развивается. Это совсем другое искусство, чем в XIX веке. Это искусство связано с видеоартом, инсталляцией, перфомансами, с новыми технологиями, компьютером. Растет и новое поколение людей, новых творцов. Но пока это новое до конца не сформулировано, до конца не вышло. У нас, по сути дела, во всей стране нет музеев современного искусства, кроме Москвы, где его создал Зураб Церетели. Но мы все равно к этому идем. Замечательно и очень важно, что сегодня художественные музеи начинают собирать произведения современных художников.

- Наши художники сильно отстают от европейского и мирового уровня?

- У нас очень хорошая школа реалистического искусства. И нам завидуют, что у нас такая школа. А школа современного искусства у нас гораздо слабее, потому что современные художники у нас не преподают, и вообще современное искусство легально развивается лишь где-то последние 15 лет, до этого было все подпольно, был андеграунд. Но независимо от того, современные взгляды исповедует художник или он продолжает традиции русской школы живописи, он должен обладать хорошей школой - хорошо рисовать, чувствовать цвет, колорит и т.д. Вот был в Красноярске художник Сергей Поздеев. Я его знаю давно, дружил с ним. И я помню, как его в начале 80-х били и громили, когда он позволял себе постреалистические композиции. Это было невозможно, недопустимо! А потом этот художник вошел во все музейные экспозиции, приобрел славу и за рубежом, и внутри России… Вот как мы сами относимся к своему искусству. Поэтому нам надо всячески поощрять и развивать такой широкий взгляд на современное изобразительное искусство. Пускай все развивается, не надо ничего запрещать и ничего навязывать. И в результате такого естественного развития родится новое искусство XXI века, органичное для нашего общества и времени.

- Ваша фамилия и серия, представленная на выставке (она называется "Белый город. Португалия"), созвучны… Это не случайно?

- У меня итальянские корни. И вот однажды я приехал в город Порто, был в заливе Порто и даже купил две бутылки портвейна "Порто", которые и осушил вместе с друзьями…

…Несколько слов хочется сказать о серии Ивана Порто "Белый город. Португалия". Это совсем не обычный городской пейзаж, как можно было бы подумать. Это скорее образ города - выбеленного солнцем и соленым ветром Атлантики до почти полной потери красок и оттенков. Кажется, он просто раскалился добела, и черными квадратами неизвестности, будто растиражированными квадратами Малевича, зияют оконные и дверные провалы в стенах. Возможно, этот контраст создан только стоящим в зените ослепительным солнцем. Странный город, необитаемый город… Наверное, в этот час суток его жители стараются спрятаться от жары. И хочется стряхнуть с себя наваждение и шагнуть на белые каменные плиты Белого города Ивана Порто, чтобы убедиться в его реальности…

"В Венеции выпал снег…"

Лев Мелихов:

- Я каждый год приезжаю сюда, в Иркутск. И сейчас, объехав весь мир, я скажу, что у меня есть три любимых города - Париж, Шанхай, Иркутск. Иркутск сразил меня своей историчностью. Я считаю, что если есть во мне что-то интеллигентное - все из этого города.

- Глядя на вашу венецианскую серию, не поверишь, что у вас только три любимых города. К Венеции вы явно неравнодушны.

- Нет, Венеция моя страсть и мое горе, но это отдельная тема. А любимых города все-таки три. Почему на этой выставке Венеция, Тоскана и почему вообще Италия? Потому что тема выставки "Про живопись" как бы автоматически подразумевает родину живописи, а это, конечно, Италия. И, во-вторых, действительно, я много раз был на съемках в Венеции, а победил ее только на десятый раз. Смог ее сделать такой, как я хочу. Эта съемка - одна поездка. Просто я однажды в новостях услышал сообщение, что в Венеции пошел снег. И я рванул туда. Десять дней снимал. Сначала Венецию завалило снегом, через два дня он растаял, а я снимал и снимал… И вот когда потом мы сидели с мэром Венеции, он просмотрел фотографии и, потрясенный, полчаса молчал - для меня это было высшей оценкой. Это была как раз серия "Снег. Венеция".

- Снег в Венеции у вас получился таким теплым…

- А он и есть теплый. Итальянский все же. Хотя вот эта серия, черно-белая, в Тоскане, - она прохладнее. А Рим у меня совсем другой, хотя это тоже Италия. То же можно сказать и о России - все города разные. И это идет оттуда, из состояния души, ведь сфотографировать - не значит механически нажать на кнопку. Поверьте, это не пустые слова.

- Компьютерными технологиями вы пользуетесь?

- Исключено. Пленка и бумага. Все. Я могу, конечно, тонировать - ведь на самом деле это тоже черно-белая съемка, я эти кадры просто тонирую.

Я ушел в фотографию еще во втором классе. Все, что я мог сделать в том искусстве, я уже сделал, а в фотографии я могу больше. Я и ученикам своим говорю: не ходите в живопись, успокойтесь!

- Судя по этой выставке, ваш любимый жанр - городской пейзаж.

- На самом деле - портрет. Много снимаю артистов, художников, музыкантов…

- А есть у вас "портрет" нашего города?

- Конечно! У меня есть такой Иркутск, что вы его не узнаете! Но в Иркутске я его, конечно, пока не показывал. Байкал - да, показывал, Байкала у меня много, но это не тот Байкал, который вы привыкли видеть. Здесь интересно показывать что-нибудь другое, ну вот хотя бы Венецию.

- Вы долго ищете нужный кадр или он сам вас находит?

- У меня он - в голове. И в сердце. То есть жду, пока в голове и в сердце покой и мир не наступят, только тогда нажимаю на гашетку. Я снимаю только "Лейками" - это очень неторопкие, медленные механические камеры. Пленочные, конечно. Это самая первая камера, немецкая. Считается, что это съемка со штатива, но я не пользуюсь штативом, с рук снимаю, чтобы это было живо, и даже если в какой-то момент рука дрогнет - значит, так и надо.

…Хочется думать, мы еще увидим Иркутск, который покажет нам Лев Мелихов, а пока у нас есть возможность увидеть уникальную Венецию. Мало того что это город каналов, гондольеров, великолепных дворцов дожей и карнавалов (таким его, надо полагать, обычно и снимают). Но увидеть Венецию заснеженной? Это для Сибири снег под ногами, на деревьях и металлических оградах - дело привычное. А Венеция в белом - это равноценно чуду. Хотя, как мы уже говорили, эти кадры все равно остаются теплыми - благодаря тому, что художник показывает нам ночную Венецию в свете фонарей. Думаю, тот снег в самом деле был теплым, правда, никто из итальянцев не догадался слепить из этого мягкого, влажного пуха какого-нибудь снеговика. Это был бы, пожалуй, нонсенс. Зато прохожие раскрыли зонтики, а мостики над каналами стали совсем кружевными…

Да, "венецианский зал" Льва Мелихова просто не хочется покидать! Как и соседние, где выставлены другие участники проекта. Поэтому и хочется сказать иркутянам: в залах музея по улице Ленина, 5, вас ждут необыкновенные впечатления - от португальского Белого города Ивана Порто до заснеженной Венеции Льва Мелихова, от "египетской живописи" нашего земляка Игоря Ширшкова до сияющих полотен Сергея Брюханова. Все это свежо, современно и, действительно, красиво.

Любовь Сухаревская

©  Байкальские Вести

Культура Иркутск

3894

19.07.2006, 13:39

URL: https://m.babr24.net/?ADE=31476

bytes: 12847 / 12587

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Скандалы " (Иркутск)