Страшная память о временах репрессий навсегда осталась в сердце художницы Ирмы Худяковой
Родилась в Чикаго, выросла в Европе, была арестована в Москве, срок как политическая заключенная отбывала в сибирском ГУЛАГе. Выставка, посвященная судьбе и творчеству художницы Ирмы Худяковой, открылась 11 ноября в музее истории Иркутска.
Ирмгардт Амалия Худякова, в девичестве Геккер. Родилась в Чикаго, а после Октябрьской революции ее отца, профессора философии, пригласили в Россию - преподавать. Ирма Геккер вместе с четырьмя сестрами жила и училась в Москве. Родителям из-за проблем с жильем пришлось оставить столицу. Страшные перемены в жизни семьи начались в 1937 году. Сначала отца Ирмы, а потом и мать арестовали. Ирму исключили из комсомола якобы за антисоветскую пропаганду. А 10 сентября 1941 года все пять сестер были арестованы. Сначала женская тюрьма, а затем лагерь в Сибири. Все ужасы, пережитые в заключении, молодая художница отразила в своих рисунках. Сначала делать наброски приходилось кусочком угля на обрывках бумаги. Потом начальник учреждения подарил Ирме краски. Именно лагерь подарил девушке первую любовь. Там же родилась и долгожданная дочка Вера.
- Она несколько раз умирала. В буквальном смысле слова. И я явилась надеждой на будущую жизнь. Она вообще не надеялась, что у нее могут быть дети, - рассказывает дочь художницы Вера Лунькова.
Вот это - игрушки, сделанные своими руками. Крохотный мишка из хлеба. Год 1945-й. Амнистия в честь Победы. "Врагам народа" пришлось подождать еще пару лет, прежде чем их определили на вольное поселение. Но память о временах репрессий осталась навсегда. Настоящую свободу и разрешение выехать в Иркутск получили лишь после смерти Сталина. А Вера Сергеевна Лунькова запомнила рассказы матери. Особенно ее поразила сцена первого допроса:
- Следователь, когда допрашивал, он ел вишни. И плевал косточками ей в лицо. Не знаю, может, я слишком чувствительна, но мне кажется, это такое оскорбление...
Ирма Юльевна преподавала в художественном училище, в школе. Часто бывала в экспедициях вместе с мужем-геологом. И всегда брала с собой кисточки, этюдник. Источник вдохновения - Саяны, Байкал и, конечно, люди, которые окружали художницу. А те, лагерные, работы Ирма Юльевна бережно хранила до самой смерти. И собственный автопортрет, и портрет новорожденной дочки, и страшный рисунок, на котором людей, умерших от голода, убивают деревянным молотком еще раз. На всякий случай.