Обмануть свой мозг и снова начать ходить: ТГУ помогает VR-проекту для реабилитации людей с инвалидностью
ТГУ развивает сотрудничество с командой VR-проекта, цель которого – сделать реабилитацию для людей с инвалидностью более доступной и эффективной. Сотрудники госуниверситета помогают авторам искать участников проекта, используя методы работы с большими данными.
В основе технологии VR-проекта лежит программа двигательной реабилитации с помощью технологий виртуальной реальности. Используя очки дополненной реальности, пользователь интуитивно понимает, как контролировать движение своего цифрового аватара и соотносит его с реальной активностью. Представление о движении провоцирует работу нервных импульсов, обеспечивающих его. В результате формируются новые нейронные связи для построения активности. VR-реабилитация не ограничена стенами медучреждения – заниматься можно и дома, продолжая курс после окончания госпитализации.
Сотрудничество команды проекта и Научно-образовательного центра перспективных исследований в области общественных и когнитивных наук ТГУ началось в октябре 2020 года и продолжается до сих пор. Сотрудники университета организовали поиск людей с инвалидностью, которым могла бы помочь разработанная методика.
– Я ищу страницы людей с ограниченными возможностями – у которых проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а также реабилитологов, занимающихся их восстановлением, – рассказывает сотрудник лаборатории экспериментальных методов в общественных и когнитивных науках ТГУ Екатерина Мищенко. – Существуют различные способы поиска информации в интернет-пространстве. В данном случае я использую анализ контента страниц и сообществ в соцсетях, формирую перечень лингвистических маркеров для дальнейшего автоматического поиска необходимых данных.
Подробнее о проекте
Основатель проекта VR-реабилитации – выпускник ТГУ Николай Муравьев. В 2010 году он получил травму позвоночника и потерял возможность ходить.
– После операции нейрохирург сообщил, что для ускорения реабилитации мне нужно мысленно совершать движения ногами. Это было сложно, так как долгое время я был обездвижен и мой мозг не помнил, как это делать. Все это время я занимался реабилитацией, изучал разные технологии и однажды увидел VR-очки. Появилась идея перенести движения из головы в виртуальную реальность, – рассказывает Николай Муравьев.
Со своей задумкой в 2017 году Николай пришел на хакатон «Кибер Россия». Проект получил денежный приз, на который и был создан первый прототип.
Кроме Николая, в команде более 15 человек, в том числе финансовый директор Максим Жданов, научный руководитель Герман Шнайдер и научные сотрудники – психолог Кристина Апарина и врач-невролог Алина Латыпова. К настоящему моменту разработчики закончили полноценный программно-аппаратный комплекс. Он состоит из программного обеспечения и внешних модулей, усиливающих эффективность реабилитации.
Изначально методику планировали направить на пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, вызванными повреждениями спинного мозга. Но в ходе работы стало понятно, что она подходит и для реабилитации при других заболеваниях – в том числе при рассеянном склерозе или ДЦП, когда человек с рождения не имеет правильного двигательного паттерна.
Первые исследования проводились в Томске на базе фирм-партнеров. Пациенты приезжали туда ежедневно в течение двух недель. Теперь VR-очки выдаются на определенное время домой, бесплатно, при подписании соглашения. Процедуры при этом могут длиться более двух месяцев. Обратная связь показывает, что разработчики проекта двигаются в верном направлении.
– За это время мы подтвердили свои гипотезы о проблемах в реабилитационном процессе вызванные высокой стоимостью, качеством и доступностью. Мы представляемся в сообществах, рассказываем о себе, ничего никому не продаем, не навязываем, не предлагаем никаких финансовых отношений. Следующим шагом может быть именно через эти каналы связи больше рассказывать о себе и наших успехах. Сейчас же они являются для нас достоверным индикатором, что мы идем в верном направлении, – отмечает Герман Шнайдер, научный руководитель проекта.