Завет мудреца. Выставка «Пакт Рериха» в Иркутске
Известно, что Юрий Гагарин во время своего первого полета в космос сделал в бортжурнале такую запись: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».
Представьте только! Человек впервые смотрит на родную планету сверху, он оторван от Земли и окружен безучастным молчанием космоса; этот человек видит, как его родной дом освещается мощью Солнца, и единственное, с чем он считает возможным сравнить это великолепие – картины Величайшего русского художника Николая Константиновича Рериха. Факт, безусловно, говорящий о многом.
В Иркутске сейчас проходит выставка «Пакт Рериха. История и современность», по адресу – библиотека имени И. И. Молчанова-Сибирского. Как следует из названия, выставка посвящена всемирно известному Пакту Рериха – Договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Отсюда выстраивается и концепция выставки. Она поделена на шесть разделов: от рождения идеи Пакта до обоснования его актуальности. Каждый раздел «открывает» информационный стенд. Вокруг стенда, на стенах, фотографии – историческая хроника или изображение памятников культуры.
Выставка продлится до 1-ого августа. И сходить на нее необходимо. Хотя бы только потому, что это еще и уникальная возможность воочию увидеть работы русского гения. Да-да, помимо стендов и фотокарточек на выставке есть и центральное творческое наследие Николая Рериха – его картины. Заранее оговорюсь, что представлены репродукции. Однако люди, знакомые с подлинниками, уверяют – принты высочайшего качества: цветопередача максимально близка к оригиналам (репродукции разве что не светятся).
Единственный существенный недостаток выставки можно сформулировать так – мало картин. Или, по крайней мере, не так много, как хотелось бы. Впрочем, я отвлекся…
Николай Рерих явление в мире искусства особенное и даже обособленное – его своеобразную манеру письма не спутать ни с чем. Особенно эффектно картины смотрятся издалека: самобытность рисунка тает и полотно смотрится чрезвычайно реалистично, не теряя при этом своего завораживающего свойства, а цвета густеют, дозревают и начинает казаться, что смотришь на мир, каким он, возможно, должен был быть, без удушающей пыли и серости.
Конечно, Николай Константинович Рерих личность громадная, и потому, не может не получать противоречивые оценки потомков. Порой дело доходит и до обвинений – в масонстве, в сектантстве… Но сейчас говорить на эту тему не хочется.
Главное, что у нас есть его творчество, и оно способно сделать нас чуточку лучше. Поэтому, скорее на выставку. И еще, не забудьте почтительно склонить голову перед этим Мудрецом.