Кино-2013: Угроза миропорядку под взрывы хохота
В прокате Иркутска и области – невероятно забавный супербоевик Роланда Эммериха «Штурм Белого дома».
«Штурм Белого дома» (White House Down) (12+). Режиссер: Роланд Эммерих. США, 2013
Ветеран войны в Афганистане Джон Кейл (Ченнинг Татум) ныне живет в родном Вашингтоне и служит в охране Капитолия. Однако патриотическая губа у вояки не дура – он стремится устроиться в личную охрану самого президента (Джейми Фокс). Для чего приобретает пару билетиков на экскурсию в Белый дом и идет туда со своей не в меру умной дочкой среднего школьного возраста. Пока дочка осматривает древние китайские вазы, украшающие коридоры президентской резиденции, Джон наносит визит строгой тетке Кэрол (Мэгги Джилленхол), своей старой знакомой, работающей бок о бок с главой государства.
И пока Джон унизительно выслушивает ту тысячу причин, по которой ему не светит стать президентским телохранителем, на Белый дом налетают террористы. К голове президента приставляют пистолет и просят указать местонахождение ядерного чемоданчика, дочка Джона оказывается в заложниках среди прочих экскурсантов, зато у Джона случайно оказываются развязаны руки. Сняв рубашку и оставшись в брюс-уиллисовской майке времен первого «Крепкого орешка», Джонни, крадучись, выходит на тропу войны, заранее зная, что президенту вскорости придется-таки найти для него вакантное место подле себя…
Ченнингу Татуму не хватает уиллисовского юмора – зато такового с лихвой у режиссера Эммериха
Знаменитый режиссер Роланд Эммерих, давным-давно переселившийся из родной Германии в Голливуд и привыкший ворочать на тамошних съемочных площадках сотнями мильонов, снял уже тринадцатую свою американскую картину. И, пожалуй, ленты более удачной, чем этот «Штурм Белого дома», Роланд еще ни разу доселе не производил.
Конечно, основной сверхзадачей Эммериха всегда было не столько расшевелить публику на предмет испуга или восхищения, сколько элементарно распотешить ее. Эммериховские блокбастеры «День независимости», «Годзилла», «Послезавтра», «2012», на первый взгляд, ничем не отличаются от аналогичной продукции Майкла Бэя, но на самом деле содержат в себе куда больше подковырок, чем стандартная высокобюджетная кинотупизна.
Вот оно, счастье современного подростка: взять видеоинтервью у президента родной страны
Отличие Эммериха от его собратьев по разуму (голливудских блокбастермейкеров) в том, что он явно сознает, какое именно кино снимает, знает красную цену всему этому прибыльному целлулоидному барахлу. И если на предыдущей дюжине Роландовых картин еще можно было сомневаться в сознательной насмешливости автора, то уж «Штурм Белого дома» ясно дает понять: режиссер шутит. Другой вопрос, что подшучивание над зрителем – это потолок того, что Эммерих вообще умеет делать в кино. Но уже сам этот трезвый взгляд на собственные режиссерские художества дорогого стоит.
На сей раз Джейми Фокс играет далеко не Джанго – и много стрелять ему тут явно не придется
Не стоит, конечно, видеть в Эммерихе заезжего диверсанта, стремящегося раскрыть глаза зрителям на природу голливудщины. Да, его «Штурм Белого дома» выглядит не столько стандартным громоздким блокбастером, сколько язвительной пародией на таковые. Но при этом ключевой режиссерский принцип Эммериха точь-в-точь такой же, как и у Бэя: куй железо, не отходя от кассы (с ее пресловутыми сборами). А почему шутки? Да просто «публике нравится, когда ее смешат», – на белом глазу сознается в этой своей «диверсии» Эммерих.
Надо признать, это действительно приятно – посмотреть не просто очередной супертупой супербоевик, а супербоевик, сплошь состоящий из шуток да подколок (далеко не всегда, кстати, супертупых). Браво, герр Эммерих, так держать! Смейся, смейся громче всех – и пусть какой-нибудь Кристофер Нолан вешается от зависти, ведь на его-то блокбастерах даже и улыбнуться ни у кого не выйдет.