В Иркутске открылся музей чая
Музей, посвященный всенародно любимому в России напитку – чаю, открылся в четверг в столице Приангарья. И, оказывается, такое внимание к отдельному продукту имеет под собой историческую основу, ведь Иркутск в течение века был центром Великого чайного пути. А в советское время имел на своей территории крупнейшую в стране чаеразвесочную фабрику, которая обрабатывала примерно половину всего оборота чая.
– За все 16 лет существования Музея истории Иркутска в наши фонды регулярно поступали коллекции, которые так или иначе относятся к торговле чаем, – отметила его директор Ирина Терновая. – Это различные упаковки чая, посуда и самовары. Несколько лет назад закрывающаяся чаеразвесочная фабрика, где был музей, согласилась передать нам свою коллекцию – всего около 700 экспонатов. На ее основе мы построили выставку «Тот самый чай», которую показывали в музее Москвы, рассказывая о развитии чаеторговли, об Иркутске как центре Великого чайного пути. Экспозиция произвела настоящий фурор. А когда мы атрибутировали коллекцию до конца, то обратились в городскую администрацию с идеей открыть в Иркутске музей чая.
Он расположился на территории комплекса Дома Европы, в особняке допожарной постройки, принадлежавшем купцам Байбородиным. Однако пока удалось открыть только часть экспозиции на втором этаже дома, это примерно 10% от задуманного. В ближайшее время сотрудники Музея городского быта, в структуре которого находится музей чая, надеются разместить в особняке все 1,5 тыс. экспонатов, связанных с историей чаеторговли и чаепития в России, а также открыть чайную, где можно будет отведать ароматный напиток.
– В Иркутске в XIX веке для того чтобы прослыть человеком, знающим этикет, нужно было во время чайной церемонии в гостях трижды отказываться от чая, и только затем принять его из рук хозяйки. А когда гость выпивал 12-ю чашку чая, он переворачивал посуду, а сверху клал оставшийся кусок сахара, – рассказала Ирина Терновая. – Кстати, чай был очень дорогим. На иркутском рынке фунт заварки стоил около пяти рублей, для сравнения – корова стоила 25 рублей, поэтому чай пили с наслаждением.
Если коснуться истории Великого чайного пути, то сначала центром чаеторговли была приграничная Кяхта. Именно сюда чай везли из Китая, через Монголию на верблюдах. Кстати, в экспозиции можно увидеть макет типичного гостиного двора того времени, куда отгружался чай из караванов, переупаковывался и отправлялся на подводах с лошадями в Посольск, а потом в Листвянку. Старожилы этого поселка вспоминали, что в то время вся туристическая набережная была заставлена тюками с разными сортами чая. Потом драгоценный товар привозили на Тихвинскую ярмарку, откуда он расходился по всей России.
– Нужно понимать, что чайный путь был разветвленной сетью путей по разным дорогам и рекам, – отметил старший научный сотрудник Музея города Иркутска Андрей Кожухарь. – Был еще обходной путь доставки – через моря, но сибиряки этот чай не ценили, потому что считалось, что морской воздух портит вкусовые качества напитка. Вместе с чаем стали вести и другие товары восточного производства – металлические изделия, фарфор, шелк, сувениры.
Некоторые из них можно увидеть в экспозиции, первая часть которой рассказывает об известных чаеторговцах. Один из зачинателей этого бизнеса в Иркутске – Василий Баснин. Он был не только предпринимателем, но и исследователем. На выставке представлена титульная страница его «Записок о китайской границе», кувшин предположительно из его коллекции.
– Первоначально чай возили московские купцы и представители западной Сибири, но постепенно их начали вытеснять наши земляки, – пояснил Андрей Кожухарь. – Они хорошо знали этот регион. Сохранились воспоминания одного приказчика, который писал, что ехал на телеге в монгольской одежде, имел обритую голову, говорил по-монгольски, и его принимали за ламу. Настолько важно для них было вникнуть в быт и культуру этих народов. Потом сойти в этой среде за своего и более успешно вести торговые дела.
В середине XIX века купцы Николай Родионов и Иван Хаминов основывают в Иркутске чайную кампанию и приобретают первые чайные плантации в Китае. Затем бизнес у них перекупает Павел Пономарев.
– Эта крупная фигура в истории чайной торговли, – отметил Андрей Кожухарь. – Он много лет прожил в Китае и даже заслужил звание вице-консула. Кроме того, он разработчик технологии плиточного чая. До этого был кирпичный чай – низкого сорта, он стоил недорого, и на него была ниже таможенная пошлина. Пономарев придумал в такие плитки прессовать качественный черный чай и возить его по сниженной цене.
Другой раздел выставки посвящен Иркутской чаеразвесочной фабрике, которая существовала с 1930-х по 1990-е годы. В советское время отношения с Китаем изменились, ввозной чай стал индийским и цейлонским. Кроме того, стали выращивать свой чай – грузинский, краснодарский и абхазский, но у него было невысокое качество, поэтому составляли смеси. Например, знаменитый чай № 36 – смесь индийского и грузинского. Кстати, знаменитый чай со слоном – это брэнд, созданный на Иркутской чаеразвесочной фабрике.
Еще один раздел посвящен традициям русского чаепития. В экспозиции представлены самовары трех разных типов, чайная посуда, подстаканники, которые первоначально использовались в трактирах, а потом в бытность Витте министром путей сообщения они были внедрены на железных дорогах, где эта традиция сохраняется до сих пор.
– Традиции русского чаепития отличаются от восточных. Если там чаепитие – созерцательная церемония наслаждения чистым вкусом напитка, то у нас это всегда закуска – пустой чай подать гостю, значит дать ему понять, что его здесь не сильно ждали, – пояснил Андрей Кожухарь. – То есть для русского человека чай – это еда, лекарство и обязательно общение.
Елена Орлова