Кино-2013: Белый был черному другом
В прокате Иркутска и области – французский полицейский фильм «Шутки в сторону», неотличимый от американских представителей жанра.
«Шутки в сторону» (De l’autre cote du periph) (16+). Режиссер: Давид Шарон. Франция, 2012
Простоватый черный парень Усман (Омар Си) служит в полиции, живет «на районе», в одиночку растит малолетнего сына и постоянно попадает впросак. Хитроватый белый мужчина Франсуа (Лоран Лафитт) тоже служит в полиции, но живет на набережной Орфевр, умеет себя подать и имеет репутацию хоть и доморощенного, а все-таки донжуана. Окраинного оболтуса и пижона из самого сердца Парижа сведет вместе убийство жены то ли министра, то ли магната. Шлепнули ее в округе Усмана, а прислали разбираться, как водится, Франсуа. Однако горе-полицейский в спортивном костюме навяжется в напарники служителю закона в костюме деловом – и лишний раз убедит собратьев, что «пацаны решают».
Омар Си, изобразивший положительного гопника в очень успешном фильме «1 + 1», теперь, видимо, обречен везде играть ту же самую роль
«Шутки в сторону» – точно так же называлась французская комедия с Фернанделем 1963 года, но на этом и ограничиваются в новейшей картине любые ее совпадения со старым добрым галльским кино, каким его помнят и любят все уроженцы СССР. Ну да, один из двух главных героев (естественно, Франсуа) пару раз заикнется, что обожает «Профессионала» с Бельмондо, но на его моральном, брутальном, буквальном и каком угодно облике это никак не скажется. А вот Усман – фанат Эдди Мерфи, и как раз эстетика «Полицейского из Беверли-Хиллз» прет из этой квазифранцузской ленты со страшной силой.
Мажор успешно косит под блатного
Американизация европейского кино началась не сегодня, но все-таки даже любой английский фильм почти всегда можно было с первых кадров отличить от голливудского. О французском, итальянском, испанском кинематографе и говорить не приходилось – даже в картинах наиболее проголливудского галла Люка Бессона всегда наличествовали хотя бы минимальные признаки «элитарности», «авторского видения» и прочих понятий, популярному штатовскому кинематографу чуждых.
Но глобализация не дремлет – и рубеж, где должны полностью слиться друг с другом эстетики двух киношных констант (Голливуд и Европа), уже, пожалуй, достигнут. В частности, в этих вот «Шутках в сторону». Неважно, что действие здесь происходит в Париже, да еще и строится на противопоставлении парижских трущоб «зажравшемуся центру». Париж – город контрастов, но и Нью-Йорк – город контрастов, и Лос-Анджелес, и Чикаго. Разницы никакой. Тем более если в качестве главных героев выведены забавный негр, подражающий Эдди Мерфи, и гламурный хлыщ, словно сошедший с обложки рекламного американского журнала.
Здесь и сам жанр – сугубо американский. Конечно, нельзя сказать, что Голливуд обладает монополией на производство фильмов о полицейских напарниках. Но когда один из напарников – черный, а другой – белый, то тут уж, извините, без невольного дежавю, связанного со «Смертельным оружием» и иже с ним, не обойтись. Да и превзойти канон этого самого «Оружия» даже самим американцам до сих пор не удалось. Куда уж французам в этот калашный ряд лезть?
Сближение двух противоположностей в подобном кино так же неминуемо, как голливудский хеппи-энд
Так что фильм, разумеется, – так себе. В полном соответствии с заголовком шутки идут тут немного побоку, а гораздо больше здесь того, что в последнее время принято обозначать богомерзким словом «печалька». Масса сантиментов, немного социальной депрессии, немного обличительной патетики, ну и немного элементарной пошлости, чтобы фильм можно было прокатывать под видом «комедийного боевика». Скучно жить в эпоху глобализации, господа.