Троицкие праздники.
Как у нас в году три праздника:
Первой праздник – Семик честной,
Другой праздник – Троицын день,
А третий праздник – Купальница.
(народная песня)
Троица – один из важнейших праздников православного церковного календаря, когда верующие прославляют Триединое Божество – Сына во Отце со Святым Духом. Этот день называют еще Пятидесятницей, так как отмечается он в 50-й день после Пасхи (в 2012 году Троица выпадает на 3 июня). Церковь в это время вспоминает сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков: «При наступлении дня Пятидесятницы все они [апостолы] были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).
У восточных славян Троица входила в цикл связанных между собой праздничных дней, начинающихся с седьмого четверга после Пасхи. Этот четверг перед Троицей, называемый Семиком, издревле был днем поминовения «заложных» покойников – всех умерших «не своей» смертью, особенно утопленников, а также самоубийц, погибших до крещения детей и т.п. Следующий праздник цикла – Родительская (задушная) суббота, называемая еще «троицкими дедами», считалась одним из главных поминальных дней в году. Затем следовала собственно Троица, отмечаемая всегда в воскресенье. После Троицына дня начиналась Троицкая неделя, которую в народе часто называли Русальной, а также Гряной, Зеленой или Клечальной (от украинского обозначения зелени). На этой неделе особо выделялись два дня: понедельник – Духов день (посвященный воспоминанию о сошествии Святого Духа на учеников Христовых), и четверг («Навская Троица», «Русалкин Велик-день»). Весь этот семико-троицкий цикл праздников белорусы и украинцы нередко называли «Зелеными святками», а у русских встречалось название «Зеленая неделя», поскольку все это время в народном календаре с древнейших времен посвящалось культу растительности.
По мнению многих исследователей, христианская Троица и связанные с ней праздники у славян перекрыли и несколько сдвинули с прежних сроков языческий праздник Русалий, посвященный молодой зелени и предварявший главное летнее торжество – Купалу, летнее солнцестояние. Подвижная Троица примерно совпадала со временем роста хлебов, когда земледельцы молились о дожде и заклинали нивы, стараясь защитить и укрепить молодые всходы. В результате семицко-троицкие и купальские праздники переняли и сохранили множество языческих по сути обрядов – чествование русалок, ряженье, кумление, символические «похороны» Костромы и др., а также многочисленные ритуалы со свежей зеленью.
Зелень на Троицу использовалась в огромных количествах: ею буквально покрывали дома, дворы и хозяйственные постройки, втыкали ветки в огороды и поля, а на себе носили венки и гирлянды из трав и цветов. Даже в городах улицы и дома украшали срубленными деревцами и ветками. Русские чаще всего брали молодые березки, а белорусы и украинцы нередко использовали и другие деревья – клен, ясень, тополь, дуб, липу и др. Храмы к празднику устилали свежей травой, а прихожане являлись на службу с букетами полевых цветов. Вся эта троицкая зелень служила не только для украшения: ее считали оберегом от разных вредоносных сил и стихий, использовали для лечения болезней людей и скота, для стимуляции плодородия. Во многих местах верили, что зелень, украшающая дом и двор в праздничный период, служит пристанищем для душ умерших, а также отгоняет ведьм и нечистую силу. Большую часть зелени после праздника уничтожали, но небольшое количество сохраняли и держали за иконами для защиты от молнии и пожара, делали из нее целебные отвары, клали в житницы, чтобы отогнать мышей, подмешивали в сено и т.д.
Особые обряды с зеленью совершали деревенские девушки: в Семик (реже – на Троицу) они группой отправлялись в рощу (обычно ту, что примыкала к ржаному полю или реке), выбирали там молодую «кудрявую» березку и «завивали» ее, закручивая ветки в виде венка и перевязывая их лентами и платками. Вообще, способов «завивания» было много: в одних местах делали один общий «венок», в других – каждая девица «завивала» березку для себя, а порой и для близких; часто переплетали ветки нескольких берез или связывали их вершины, чтобы получилась арка, либо «заламывали» березку, сплетая ее макушку с травой. Кое-где срезали деревце или большую ветку, совершая «завивание» на поле – «ради густой ржи». «Завитую» березку обычно украшали цветами, лентами и платками, а потом устраивали вокруг нее игры, хороводы и пиршество, для которого собирали вскладчину разные продукты и жарили общую яичницу. Каждая девушка плела для себя венок из березовых веток и цветов; по этим венкам потом гадали, скидывая их в воду (куда венок поплывет – туда и замуж идти, потонет – к безбрачию или смерти, и т.д.).
Во многих местах «завитые» березки девушки использовали для ритуала кумления: разбившись на пары, они целовались через венок и обменивались крестиками или другими вещами, говоря: «Покумимся, кума, подружимся, кума, полюбимся, душа». После этого девушки считались кумами (близкими подругами, практически родственницами) до тех пор, пока не «развивали» венок, а то и до следующего года.
«Завивание» березок и кумление исследователи считают остатками древних ритуалов, стимулирующих плодородие. Об этом говорится даже в троицких песнях: «Завили веночки, / Завили зеленые, / На годы добрые, / На жито густое, / На ячмень колосистый, / На овес ресистый, / На гречиху черную, / На капусту белую». Заплетание венков часто соотносили с русалками – духами влаги и растительности, «охраняющими» цветущую рожь: считалось, например, что незадолго до Троицы русалки выходят из воды и переселяются в поля и леса, а на «завитых» ветках качаются по ночам. Само «завивание» кое-где называли «встречей русалок», а к украшенной березке боялись подходить, опасаясь, что «русалка защекочет». По завершении праздничного периода (в Духов день, либо в Навский четверг, иногда и после Троицкой недели) венки обязательно развивали, а само деревце нередко уничтожали (бросали в рожь или в воду, сжигали), говоря, что так «провожают русалок».
В некоторых местах «развивание» сопровождалось ритуальным обходом: березку срубали, наряжали в девичий наряд и с песнями носили по деревне, завершая шествие на поле или у реки. При «завивании» и «развивании» с процессией нередко ходили «Семик», «Семичиха», «Куст» и другие подобные персонажи (обычно девушки, ряженые в зелень или в мужскую одежду); иногда их заменяли чучела. Часто ряженье и карнавальную процессию устраивали в конце Русальной недели, перед Петровским постом; например, в это время водили «русалку» или «коня», которого изображали двое парней под рогожей. Ряженых в конце обряда символически прогоняли, а чучела разрушали, сжигали или топили, называя это «уничтожением русалок» или «проводами весны».