18+

Наталья Шапарова

©  Babr24.com

Религия Мир

6711

13.12.2011, 14:44

Религиозные праздники: Андреев день у славян

Культ апостола Андрея в той или иной степени был распространен у всех славян, однако в большей степени Андреев день почитался западными и южными народами – сербами, болгарами, чехами и поляками. В католической традиции с 30 ноября начинается предрождественский пост - адвент.

У южных славян апостол Андрей считался повелителем волков и медведей, и даже посвященный ему день называли «зверовни дан», «мечкин дан» и т.п. По поверью, в этот день волки собираются в стаи и ищут добычу, а медведь бродит по лесу с раскрытой пастью и ищет святого Андрея. В Андреев день старались не отходить далеко от дома и совершали различные обряды, защищавшие людей, скот и урожай от диких зверей. Например, в сербских и болгарских селах «кормили» медведя и прочих хищников, для чего варили кукурузу и разные злаки, а затем кидали зерна в дымоход или по углам дома со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал сырую [не разорял кукурузное поле], не ел людей и скотину!». У сербов также клали три початка кукурузы на фруктовое дерево или на крышу дома «на ужин медведю», а утром приносили в дом надкусанные початки, говоря: «Вот медведь приходил и немного поел». Кое-где еще пекли специальный хлеб («мечкина повоjница»), чтобы «завязать челюсти медведю».

Начиная с Андреева дня, у южных славян вступали в силу ритуальные запреты, действующие вплоть до Нового года или Крещения, на все виды работ, связанных с прядением, ткачеством и вообще любым рукоделием; запрещалась также постройка заборов и изгородей, починка или создание новой обуви и пр. Нарушение запрета, по народному убеждению, каралось нападением хищников на людей и скот. Завершив к празднику работу, женщины составляли гребни для чесания пряжи зубьями, «чтобы у волков были закрыты челюсти», или водружали их на раскрытые ворота скотного двора и зажигали на них старые рождественские свечи, а затем прогоняли через ворота скот для защиты от волков.

Во многих местах Андреев день был тесно связан с магией плодородия и различными аграрными приметами и обрядами. Например, русские крестьяне вечером этого дня ходили «наслушивать» воду в реках, озерах и колодцах, полагая, что тихая вода предвещает хорошую зиму и урожай летом, а шумная – бури, морозы и метели. Болга­ры говорили, что со святого Андрея день начинает прирастать «на одно просяное зернышко» и все вокруг «ядренеет», прибавляет в росте; поэтому, чтобы посевы хорошо взошли, в Андреев день подавали к столу различные блюда из зерен, а остатки еды ссыпали курам, чтобы те лучше неслись. Пахари перед ужином подбрасывали вареные зерна в печную трубу, приговаривая: «Пусть так же высоко растет посеянное жито!». Вообще, Андреев день старались отметить как можно лучше: одевались во все новое и выставляли на стол обильное угощение, полагая, что тогда и весь год будет благополучным.

Во многих местах ко дню святого Андрея приурочивались ритуальные обходы, схожие с рождественскими и призванные обеспечить благополучие общины. Как правило, эта обязанность возлагалась на ребятишек (чаще всего мальчиков) или девушек: на заре Андреева дня они группами обходили село, поздравляя всех с праздником и желая разных благ (чтобы куры хорошо неслись, все живое росло и размножалось). Кое-где эти ритуальные гости-«полазники» водили с собой ряженого-«Андрея» (в большой шляпе, с мешком за плечами и посохом в руке) или носили чучело. В восточной Словакии девушки утром с поздра­вительными песнями обходили те дома, в которых жили мужчины по имени Андрей, и подносили им всем подарки, а кроме того, подбирали «невесту» для ряженого-«Андрея» и позже разыгрывали шуточную свадьбу.

Обычай устраивать «свадьбу Андрея» был, по всей видимости, связан с представлениями о святом Андрее как покровителе брака, олицетворении мужского начала. Само имя апостола в переводе с греческого означает «мужчина, муж»; и у славян посвященный ему день традиционно связывался с девичьими гаданиями и молитвами о замужестве. Многие девушки соблюдали пост накануне Андреева дня и просили святого даровать им хороших женихов. В западнославянских областях на св. Андрея совершались традиционные гадания, подобные святочным: девицы, в ожидании вещего сна, ставили под кровать миску с водой и расческой, либо подкладывали под подуш­ку щепоть кутьи или зеркало, пояс, щепку со двора избран­ника и пр.; на ощупь выбирали полено из поленницы (по его виду судили о характере будущего мужа) или приносили в дом охапку дров и считали их (парный счет – к замужеству); кричали в колодец, трясли забор или дерево, прижимались ухом к земле на перекрестке, чтобы по доносящимся звукам узнать свою судьбу; лили в воду воск или олово и по форме застывших кусочков судили о будущем; варили галушки с вложенными записочками с именами женихов; ставили в воду ветки фруктовых деревьев (если ветка распустится к Рождеству, то это к скорому вступлению в брак) и т.д. У белорусов и украинцев девушки «сеяли» лен или коноплю: разбрасывали семена у порога или вокруг кровати, либо выскакивали в одной сорочке во двор и сыпали вокруг хаты, на дороге или перекрестке, под окнами своего избранника и т.д., приговаривая: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду свадьбу играти»; разбросанные семена потом нередко «боронили» фартуком или юбкой, а затем уходили спать, ожидая вещего сна.

Канун Андреева дня в некоторых местах считался временем особой активности потусторонних сил. Например, гуцулы верили, что на св. Андрея нужно особенно опасаться ведьм, отбирающих молоко у коров; для защиты от них жгли на возвышенностях «андреевские» костры. Словацкая молодежь ночью перед Андреевым днем устраивала обрядовые бесчинства: выкрадывала из чужих дворов хозяйственную утварь (или все, что было необходимо для гаданий – дрова, посуду, муку и пр.), затыкала соломой трубы, снимала калитки, мазала двери и окна нечистотами и т.п.; подобные меры повсюду у славян служили для отпугивания злых духов. Кое-где бесчинства устраивали лишь у домов, где жили мужчины по имени Андрей; например, в некоторых селах разбивали о двери таких домов глиняные горшки.

Наталья Шапарова

©  Babr24.com

Религия Мир

6711

13.12.2011, 14:44

URL: https://m.babr24.net/?ADE=100628

bytes: 6039 / 6039

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Религия"

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) ...

Автор: Лера Крышкина.

Источник: Babr24.com.

Религия, Общество

Россия

2060

18.11.2024

Итоги опроса Бабра: храм не нужен, а вот мэр — да

В Красноярске планируют к 2028 году возвести огромный Богородице-Рождественский кафедральный собор ценой свыше 3,5 миллиарда рублей.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Политика, Общество

Красноярск

13535

18.10.2024

Шаманский маркетинг: новые реалии бурятского бизнеса

Слухи о влиянии шаманских ритуалов на рынок недвижимости Бурятии варьируются от забавных историй до серьезных утверждений о влиянии на цены ...

Автор: Виктор Кулагин.

Источник: Babr24.com.

Религия, Недвижимость, Политика

Бурятия

13438

16.10.2024

Инсайд. Культурная революция Хамбо-ламы

Оказывается, добрый пастырь Хамбо-лама Дамба Аюшеев – тот еще революционер.

Источник: Babr24.com.

Религия

Бурятия

3352

07.10.2024

В Новосибирске строят несанкционированный храм

В Новосибирске на территории Станиславского жилмассива возводится храм, разрешение на который мэрия города не выдавала.

На выезде из Томска построят храм из красного кирпича

На выезде из Томска возле микрорайонов Южные Ворота и Южные Ворота-2 построят храм. Информация об этом появилась в телеграм-канале Томской епархии.

Источник: Babr24.com.

Религия

Томск

4227

02.09.2024

Монгольский буддизм в массы: в Улан-Баторе прошла первая международная конференция по религиоведению

Национальный университет Монголии традиционно проводит раз в два года научную конференцию по религиоведению.

Автор: Денис Большаков.

Источник: Babr24.com.

Религия, Наука и технологии, Общество

Монголия

4570

29.08.2024

В Красноярске все же могут построить каменный храм на Стрелке. Экс-губернатор Усс создаст попечительский совет по проекту

Бывший губернатор Красноярского края и действующий сенатор Александр Усс объявил о планах по созданию попечительского совета по строительству ...

РПЦ получила в собственность известную красноярскую часовню

Территориальное управление Росимущества сообщило о передаче часовни Параскевы Пятницы, расположенной на Караульной горе в Красноярске, в ...

Источник: Babr24.com.

Религия

Красноярск

6311

24.07.2024

В Новосибирске в микрорайоне Весеннем построят храм

В новосибирском микрорайоне Весеннем построят храм рядом с будущим парком Ини, возле одноименной реки.

Источник: Babr24.com.

Религия

Новосибирск

11075

10.05.2024

Новосибирского подростка, который ворвался в храм с ножом, отправили в СИЗО


Калининский районный суд Новосибирска избрал меру пресечения подростку, который 3 мая ворвался с ножом в храм в честь иконы Божией Матери ...

В Бурятии откроют памятник к 260-летию института Пандито Хамбо лам в РФ

В этом сентябре в Бурятии отпразднуют 260-летие института Пандито Хамбо лам в РФ.

Источник: Babr24.com.

Религия

Бурятия

13979

18.03.2024