18+

Елена Орлова

©  Областная газета

Культура Байкал

5398

02.11.2009, 16:45

Плюс один Гришковец

Драматург представил в Иркутске новый спектакль.

«Меня никто не знает…» – доверительно сообщил актер и драматург Евгений Гришковец зрителям, пришедшим в Иркутский ТЮЗ в минувшую пятницу. Именно с этих слов начинается его новый спектакль «+1». Как обычно, переход от обязательного общения с залом к театральному действу был незаметен. В этом и заключается, наверное, один из феноменов творчества Евгения Гришковца. И при этом речь он ведет о таких тонких вещах, о которых вряд ли решишься поговорить даже с самым близким другом, только с самим собой.

– Я счастлив, что я вновь в Иркутске. Надеюсь, что в начале весны приеду еще раз и мы представим картину, которую снимали в вашем городе летом и где я снимался в главной роли – играл иркутянина, – сказал Евгений Гришковец, и зал взорвался аплодисментами. – Так что можете считать меня своим, я себя вашим уже считаю. Это были важные дни и недели, я теперь очень хорошо знаю город. Если помните, в июле перекрывали на два дня улицу Байкальскую, были страшные пробки – это все из-за нас! Но все ради искусства. В фильме вы увидите свой город очень красивым, современным, живым, и если у фильма будет счастливая судьба, то таким Иркутск увидит вся страна.

Напомним, речь идет о полнометражном художественном фильме «Сатисфакция» иркутского режиссера Анны Матисон. Кстати, в спектакле «+1» звучит фортепьянная музыка, которую сыграл Денис Мацуев.

– Спектакль, который вы сейчас увидите, называется «+1» – это совсем свежая работа. Его можно назвать премьерой, ведь он был исполнен на сцене всего 30 раз, – сообщил Евгений Гришковец. – Для примера, «Как я съел собаку» был сыгран более 530 раз. Последний же мой моноспектакль «Дредноуты» был показан в декабре 2001 года. Над «+1» я работал четыре года, и получился огромный текст, из которого нужно было убрать все лишнее и оставить то, что вы сегодня увидите. Спектакль длится около двух часов, спасибо вам за то, что вы пришли, купили билеты. Тем самым вы оплачиваете мою жизнь и работу.

От столь откровенных слов благодарности зал вновь зааплодировал.

– Давайте выключим мобильные телефоны, потому что Денис Мацуев все равно играет лучше вас, – попросил Евгений Гришковец и улыбнулся. – С мобильными телефонами у меня связано много забавных историй. Однажды во время спектакля одной красивой даме все время приходили сообщения. Я ей сказал: перестаньте, кто вам пишет? А она: это мне машина пишет, что ее угоняют. А в Казани в первом ряду сидела дама лет 75, сразу видно – театралка, с биноклем. И вдруг у нее срабатывает мобильный телефон, она его выключает, он включается снова и снова. И у нас уже получается какая-то клоунада. Потом она так царственно встает, поворачивается к залу и говорит: извините, дети подложили! Итак, мы начинаем. Перед вами спектакль «+1», и я надеюсь, что для вас эти два часа пройдут существенно, содержательно и достойно.

Судя по реакции публики, надежда Евгения Гришковца была оправданной. В зале произошло то, что обычно бывает на его спектаклях. Автор не просто вошел в контакт со зрителями, а сумел построить настоящий диалог, ему отвечали смехом, молчанием, а иногда и предательским блеском в глазах. При этом он совсем не заигрывал и говорил без пафоса и позерства о действительно важных вещах. На сцене Евгений Гришковец умеет быть искренним, трогательным, забавным, ироничным, прагматичным, а его спектакли неуловимо похожи на психотерапевтический сеанс. Образы, которые при этом возникают, заставляют зрителя забыть о том, что он просто смотрит постановку. Они настолько многослойны, универсальны и похожи на внутренний диалог, что большинство независимо от возраста и пола неосознанно ассоциируют себя с героем Евгения Гришковца.

И это происходит без лишних декораций, хотя «+1» довольно хорошо оснащен. Большой письменный стол, три стула, осветительные приборы. Два окна – плазменные панели за занавеской на заднике декорации. В одном – вид на улицу, обочина которой заставлена машинами, другое зритель видит только в финале. Вокруг всего этого пространства широкая полоска буквой «П», заполненная шариками пенопласта. Справа – Марс, слева – рай, а посередине – Северный полюс.

В спектакле «+1» Евгений Гришковец рассуждает о той форме одиночества, которая из всех живых существ присуща только человеку. Ведь «меня никто не знает» – не потому что не хочет знать, и не потому что я не хочу, чтобы кто-то понял, а потому что у меня слов таких нет – рассказать, что со мной происходит. Что заставляет меня порой корчиться на диване от боли и беспомощности, не зная как жить дальше? Поэтому герой, как и каждый из его собеседников, всегда плюс один к человечеству. Всегда одинок, и его одиночество даже обязательно.

В этом спектакле Евгений Гришковец исследует счастье и неумение человека быть счастливым. А вывод о том, что, вырастая, мы практически не меняемся, напрашивается сам собой. Ведь мы точно так же, как и в детстве, хотим, чтобы нас любили и нами гордились. И отсюда все страдания, слезы в подушку и попытки утопить горе в стакане. Ведь жизнь слишком сложная штука, чтобы каждый смог высадиться на Марс и стал тем человеком, которым может гордиться мама и Родина. Или полярником, замерзающим во льдах, на поиски которого брошены все силы страны.

Во все эти места Евгений Гришковец попадает, надевая поверх треников и майки то серебристый костюм космонавта, то меховую доху полярника, делая всего лишь шаг в пенопластовую песочницу. Среди этих образов внезапно возникает рай, который герой не может представить в силу своей человеческой природы. Но предполагает, что в библейском раю можно стать счастливым навсегда, только утратив ее. Ведь человек, случайно соприкоснувшийся с природой, превратившийся в слух и зрение, перестает быть человеком. Он превращается в жизнь в чистом виде.

В спектакле Евгений Гришковец даже измеряет нашу цифровую современность, портновским сантиметром, отмеряя ей 3 мм в истории человечества. Доказывая, что за всю историю человечества венец природы не сильно изменился. А еще – что все страдания человека от нелюбви. Вывод слишком простой, но автор приходит к нему не простым путем, делая эту сентенцию очень убедительной. Куда деться от этой нелюбви, когда в детстве нас так любили? А его мальчик на краю песочницы, изображающий акробата, вызывает одновременно улыбку и пронзительную тоску по детству как по утерянному раю.

В финале этого монолога-диалога со зрителями он говорит, что жизнь каждого человека состоит из лиц любимых, актеров, случайных знакомых и давно умерших людей. И если в глобальном мире после его смерти ничего не изменится, то локальный мир, который окружает его, наверняка станет неполноценным. Во втором плазменном окне мелькают лица, Евгений Гришковец надевает шлем космонавта и берет в руки российский флаг. А зритель остается один на один с мыслями о том, как хорошо и не просто быть человеком.

Наверное, феномен Евгения Гришковца заключается в том, что он один из немногих в современном театре догадался и осмелился заговорить со зрителем нормальным человеческим языком, вступить с ним в настоящий диалог. И за это ему хочется сказать спасибо.

Елена Орлова

©  Областная газета

Культура Байкал

5398

02.11.2009, 16:45

URL: https://m.babr24.net/?ADE=81932

bytes: 7177 / 7102

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура" (Байкал)

Видео дня. Роберт «Микки» Паттинсон в комедии Пон Джун‑хо

Кинокомпания Warner Bros.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

10194

19.09.2024

Хозяйка логова Крысиной стаи. К 100‑летию Лорен Бэколл

Именно в её доме проводились вечеринки «Крысиной стаи» – неформального творческого содружества звёзд кино и шоу‑бизнеса, одним из лидеров ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

8461

17.09.2024

О женском тщеславии и довольстве своей долей. Лучшее от Фенимора Купера к юбилею автора

Захватывающие произведения этого классика приключенческой литературы были невероятно популярны как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

7731

15.09.2024

Сердцеедка из «Бездны». Жаклин Биссет – 80!

Жозефина, Анна Каренина, Лиз Гамильтон, графиня Андрени, суперагент Татьяна и Гэйл из «Бездны».

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

11896

13.09.2024

Видео дня. Задержите дыхание с Сарой Полсон

Searchlight Pictures – дочерняя киностудия 20th Century Fox – представила первый трейлер психологического триллера ужасов «Задержи дыхание» (Hold ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

7302

10.09.2024

Альмодовар, Линдон и «плохая девочка» Кидман. В Венеции раздали крылатых львов

81‑й Венецианский международный кинофестиваль завершён.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

8995

09.09.2024

Видео дня. «Улыбка» не для слабонервных

Кинокомпания Paramount Pictures представила новый трейлер психологического фильма ужасов «Улыбка 2» (Smile 2) – сиквела нашумевшего хоррора, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

8523

04.09.2024

Романтик без «Оскара» и образования. Ричарду Гиру – 75!

Совершенно точно, что в мире есть актёры, играющие значительно лучше меня.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

10075

31.08.2024

Эн+ стал партнером фестиваля «Балет на Байкале» в третий раз

Российский энергохолдинг Эн+ третий год подряд выступает партнером фестиваля «Балет на Байкале».

От «Терминатора» до «Аватара». К 70‑летию Джеймса Кэмерона

«Терминатор», «Чужие», «Бездна», «Правдивая ложь», «Титаник», «Аватар»...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

13867

18.08.2024

Блогнот. Секрет долголетия Пьера Ришара

Пьеру Ришару – 90. Он единственный (пока) из первого ряда французских актёров, кто жив и кто дожил до этой даты.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

17231

17.08.2024

Видео дня. Смуглянка-Белоснежка, CGI-гномы и Принц-лев Муфаса

Трейлеры сразу двух знаковых проектов представила кинокомпания Walt Disney Studios: тизер фэнтезийного мюзикла «Белоснежка» (Snow White) и первый ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

7024

13.08.2024