18+

Ольга Андреева

©  Областная газета

История Иркутск

3201

07.06.2009, 13:59

Взгляд с театральной галерки

Уже полтора столетия Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова является визитной карточкой нашего города. Но одно дело просто гордиться своим театром, совсем другое – знать его историю.

В поисках этих знаний мы довольно долго поднимались по крутым театральным лестницам, туда, где обычно начинается любовь к театру самых преданных его поклонников – на галерку. По другую сторону от входа на галерку вот уже 21 год находится театральный музей. В бывшем репетиционном зале собраны подлинные раритеты, так или иначе относящиеся к истории старейшего сибирского театра.

Своим рождением и нынешним существованием музей обязан его бессменному хранителю – заслуженному артисту России Виталию Сидорченко.

– На одном из собраний коллектива мне предложили сделать музей, и я опрометчиво согласился. Это огромнейшая работа, и я тогда не представлял ее объема. С тех пор вот уже третье десятилетие так и занимаюсь этим.

Результатом работы стал не только музей, но и книга, которая сейчас является библиографической редкостью, – «Иркутская антреприза». В 2003 году Виталий Петрович получил за нее губернаторскую премию в области литературы и искусства. А двигателем всего театрального дела он считает первых антрепренеров, чьи портреты украшают музей.

– Если перевести на современный язык, антрепренер – это человек, который ведет театральный бизнес. В старину говорили так: «Я в Иркутске держал антрепризу». Это значит, что на сезон он сюда привозил труппу.

Однажды я сидел в наших архивах, одна бабушка подошла и сказала: «Я вам хочу назвать адрес, где можно кое-что найти по старому театру». И посоветовала поработать с маклерскими книгами. Теперь мы называем их нотариусами, а раньше это были маклеры. Все договоры обязательно шли через них. И были большие маклерские книги размером примерно метр на полтора, толстые, написанные мелким убористым почерком. Я «поломал» глаза, зиму сидел, но нашел что искал. Читаю: «Мещанин такой-то нанимает поймать столько-то омуля, купчиха такой-то гильдии нанимает построить себе сарай». И вдруг в этом же ряду среди рыбы, сена и сараев написано: «Уроженец царства Польского Иосиф Маркевич заключает договор с актером Семеном Разгониным – крепостным графа Шереметьева. Нанимает его актером за 300 рублей в сезон серебром с условием играть характерные роли и приходить трезвым на работу». И вот так через эти договоры я за год собрал информацию о первых труппах. В основном актеров нанимали на актерской бирже в Москве по амплуа, и все труппы были сборные – как драматические, так и оперные.

– Виталий Петрович, когда и где в Иркутске был открыт первый театральный сезон?

– В 1850 году в деревянном здании Общественного собрания, на том месте, где сейчас находится мемориал «Вечный огонь». В этом же году Иосиф Маркевич пришел к генерал-губернатору Николаю Муравьеву и предложил построить театр. Деньги на эти цели, прежде всего, взяли из винного откупа – раньше тот, кто держал кабачок, должен был обязательно платить налог. Потом были различные пожертвования купцов. В 1851 году здание театра возвели как раз на его нынешнем месте. Назначили дирекцию первого театра в составе трех человек, среди которых были и представители городской думы. Потому что, если прогорал антрепренер, он бежал в думу и кричал: «Дайте денег!»

– Случалось, что и прогорали?

– Частенько, особенно первые лет пятнадцать. У нас было очень мало зрителей. В то время горожан насчитывалось не больше 20 тысяч человек. Но какой мог быть для них театр? Институт благородных девиц только-только открылся, интеллигенция зарождалась. Постоянно в театр ходили человек 500–600. И, конечно, когда антрепренер прогорал, помещение отдавалось под проведение балов.

Более-менее регулярно спектакли начали ставить с 1864 года. С подачи купца Ивана Краузе, который, кстати сказать, первоначально к театру никакого отношения не имел, но, что называется, присох к нему. В 1861 году помещение первого театра сгорело, Муравьева-Амурского перевели в Москву, и сюда губернатором приехал Михаил Корсаков. Иван Осипович пришел к нему и сказал: «Я хочу театр». Опять деньги таким же образом собирали – из винного откупа и пожертвований зажиточных горожан. В итоге в 1864 году построили маленький одноэтажный театр на углу улицы Дворянской (ныне Рабочей), недалеко от биологического корпуса ИГУ. При Краузе актеры впервые стали выезжать на гастроли: на телегах по московскому тракту отправлялись на запад и доезжали до Томска. Там однажды проездом был член императорской фамилии великий князь Владимир Александрович, который от нечего делать пришел на спектакль иркутской труппы Краузе. Ему так понравилось, что он сказал: «В отдаленных местах нашей империи я вдруг нашел прекрасную труппу». Это высказывание Краузе быстренько поместил на афишу, и у театра был бешенный успех. Тогда потихонечку театр начал звучать.

– Блистали ли на дореволюционной сцене иркутского театра по-настоящему «звездные» артисты российской сцены?

– В 1870-х годах узнали, что здесь живут очень хорошие, щедрые люди, которые могли красавице-актрисе преподнести шубу из меха или подарить артисту золотой портсигар. После таких подношений слава о том, что здесь хорошо платят, разрасталась по всей России. С тех пор о нас пошла молва как о театральном городе. Стали приезжать настоящие сильные актеры. Например, Константин Пузинский по образованию был юристом, окончил юридический факультет Казанского университета, но в историю русского театра вошел как блестящий исполнитель ролей старух Островского. И, конечно, о нем знали и на него ходили. Или, например, Лиза Горева, героиня. Она приезжала в театр на экипаже, и капельдинеры, которых мы теперь называем контролерами, выстилали ей дорожку от центрального входа до кареты и выстраивались в ряд. Она могла позволить себе подобный пиар. Именно она первая из российских актеров гастролировала за границей.

– Когда возникла идея строить театр в том виде, в котором мы его видим сейчас?

– В 1890 году сгорело уже третье деревянное помещение театра, и местная интеллигенция решила: «Хватит, давайте строить каменный театр». Генерал-губернатором в то время был Александр Горемыкин, который очень хотел, чтобы театр был достойным. Заказали проект в академию архитектуры в Петербург. Во всероссийском конкурсе победил главный архитектор императорских театров Виктор Александрович Шретер. Опять расчистили все на месте пожара, и в 1894 году началась стройка. Здание возвели за два года вручную, затратив 308 тысяч тех далеких рублей. Бюджет с момента строительства вырос в два раза от планируемых затрат. И в результате на свет, отопление, машинерию денег просто не осталось. Генерал-губернатор лично ездил по всем богатым домам, но средств не было. И тогда театр заложили в банк Медведниковой за 25 тысяч рублей, на эти деньги все доделали, а потом рассчитались. Театр открылся 30 августа 1897 года.

– Наш театр, безусловно, прекрасен, но были ли в нем какие-то особенности при постройке?

– Архитекторы получили задание ни в коем случае не делать никаких залов ни под приемы, ни под балы. В здании должен быть только театр. Но при этом здесь были запланированы и построены сразу три театральных буфета, причем с горячим. Такса буфета городского театра выглядела следующим образом: рюмка водки столовой – десять копеек, бутылка пива – 25 копеек, рюмка коньяка 30–40 копеек, стакан кваса – пять копеек, лимонада – 20 копеек. Печенье к чаю, чай, пирожное. Папиросы, сигареты разных цен, водки местных заводов. Отвечать за буфет специально нанимали человека, он относился к дирекции, антрепренер к нему отношения не имел. То же самое с человеком, который отвечал за вешалки. Цена за вход, с сохранением верхнего платья, с мужчин – 75 копеек, с дам – 55 копеек. Это уже цены 1908 года.

– Дорого было ходить в театр?

– Были билеты и по пять рублей, а это очень большие деньги. Пуд мяса – 16 кг – стоил 2 рубля 50 копеек. А вся галерка – это 15–20 копеек для студенчества, гимназистов, ремесленников.

– Когда в Иркутске появилась постоянная труппа?

– В 1930-х годах. Тогда объединяли даже с Красноярской труппой, потом были оперные сезоны. Я сейчас работаю над этой частью, но и материал труднее найти, чем по дореволюционному театру. Революционная буря многое безвозвратно поглотила, архивов практически нет, но все равно кое-что удается отыскивать.

Ольга Андреева

©  Областная газета

История Иркутск

3201

07.06.2009, 13:59

URL: https://m.babr24.net/?ADE=78297

bytes: 8283 / 8283

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "История" (Иркутск)

Не такая уж и Грязнулька! Итоги Викторины Бабра об истории реки Ушаковки

Ушаковка для иркутян давно стала именем нарицательным.

Автор: Лилия Войнич.

Источник: Babr24.com.

История

Иркутск

4469

08.10.2024

Телеграм Иркутска за неделю: сгоревший острог, стрельба в Усолье и борющийся Серебренников

Бабр представляет еженедельную подборку главных событий Иркутской области по версии телеграм-каналов с 16 по 22 сентября включительно.

Автор: Глеб Севостьянов.

Источник: Babr24.com.

История, Образование, Политика

Иркутск

18307

23.09.2024

В Новосибирске загорелась казарма Военного городка

В Октябрьском районе Новосибирска на территории Военного городка загорелась казарма.

Вместе со всем народом ты ковала Победу, Сибирь

Иркутск и иркутяне в годы Великой Отечественной войны.

Автор: Лилия Войнич.

Источник: Babr24.com.

История

Иркутск

15045

09.05.2024

Глазковский некрополь: нерожденное дитя иркутской мэрии

Сколько их, невыполненных обещаний от мэрии, таится в глубинах памяти жителей Иркутска!

Автор: Глеб Севостьянов.

Источник: Babr24.com.

История, Культура, Политика

Иркутск

56287

30.11.2023

Здравствуй, Кобзев, Новый год! С чем поздравляли Иркутскую область?

27 сентября чиновники, кому не лень, поздравляли население Иркутской области с ее 87-летием.

Автор: Георгий Булычев.

Источник: Babr24.com.

История, Политика, Общество

Иркутск

51241

28.09.2023

Монгольский праздник лета: о значении Надома для монголов

Надом — традиционный монгольский праздник, который представляет огромный интерес не только для жителей страны, но и для ее гостей.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

История, Культура, Общество

Мир

21236

13.07.2023

Какая будет судьба у Дубайского сеттльмента?

Тема про Дубай возникла в школе, во время упражнения на рассуждение, которое я задаю своим ученикам для развития мышления и навыков выступления.

Автор: Дмитрий Верхотуров.

Источник: Babr24.com.

История, Политика

Мир

27175

28.06.2023

«Энергия преобразований» – история семьи Николая Курбатова, учредителя знаменитых иркутских бань

Накануне в сети был размещен новый выпуск проекта «Энергия преобразований».

Автор: Соня Ломачевская.

Источник: Babr24.com.

История, Недвижимость

Иркутск

7327

16.05.2023

Блогнот. Как «закалялась» сибирская нефть в годы войны под руководством Андрея Трофимчука

Продолжаю рассказывать об академиках и ученых в рубрике #людинск.

Викторины на Бабре. Ледокол «Ангара» в событиях и фактах

В телеграм-канале «Иркутск. Дальше некуда» завершился цикл викторин, посвящённых знаменитому ледоколу «Ангара».

Автор: Анна Амгейзер.

Источник: Babr24.com.

История, Культура, Общество

Иркутск

22187

07.02.2023

Блогнот. Иркутск - очень красочный пример воспроизводства профессионального потенциала руководителей

Специфику воспроизводства профессионального потенциала руководителей органов местного самоуправления интересно рассматривать на примере конкретных ...

Автор: Владислав Шиндяев.

Источник: Babr24.com.

История, Политика

Иркутск

22945

20.01.2023