Фигаро пока здесь, но скоро будет там
Новое тысячелетие Камерный музыкальный театр встречает в довольно плачевном финансовом состоянии - этим и объясняется тот сценический минимализм, который имеет место в "Свадьбе Фигаро", единственной репертуарной новинке с начала сезона. Помимо скромных платьев, сшитых по фасонам галантного века, в спектакле нет ничего. Вместо мебели - одиннадцать (по числу героев) функциональных картонных кубиков, которые служат и стульями, и кроватями, и ширмами (за ними прячутся Керубино и Граф). Минимум декораций позволяет актерам максимально свободно перемещаться в пространстве, что они и делают. Почти половину сценического времени персонажи моцартовской "веселой драмы" проводят в зрительном зале - и этот излюбленный прием Покровского, когда грани между сценой и зрителями почти нет, делает спектакль динамичным, смешным, иногда несуразным, но главное - не скучным. Новая "Свадьба Фигаро" лишний раз доказала две вещи: то, что Борис Александрович Покровский замечательный режиссер, и то, что в его театре пока нет места равновеликому ему дирижеру. Для Покровского дирижер, что барашек на заклание, - он (в данном случае - Ара Мартиросян) вместе с оркестром поставлен в глубь сцены за занавеску (!), певцы поют к нему, естественно, спиной и заветную направляющую руку могут только воображать. (Во всех театрах при такой мизансцене для удобства певцов поставлены мониторы, в которых отображаются движения дирижера, но в Камерном театре на такие технические изыски нет средств.) Голоса в театре в большинстве своем неплохие (в нынешней постановке достойно выглядели Алексей Морозов - Граф, Татьяна Ветрова - Керубино и Виктор Боровков - Бартоло), но тайны моцартовского вокала пока для них недоступны, а посвятить в них певцов опять же некому - это должен делать дирижер. Поэтому первым зрителям предложены только своеобразные этюды к "Свадьбе Фигаро",! где пока царят полная неразбериха в ансамблях и плохой итальянский в речитативах. Некоторые мелкие проблемы, впрочем, вполне решаемы. Во-первых, "Свадьбу Фигаро" театр делал по заказу своих западных антрепренеров - в гастролях спектакль обкатается, певцы с оркестром приноровятся друг к дружке. Во-вторых, премьеру посетил Михаил Швыдкой - говорят, на днях он будет подписывать новый бюджет театра, благодаря которому труппа сможет приобрести хотя бы тот минимум технического арсенала, который необходим столичному музыкальному театру. Впереди у Покровского еще две премьеры - "Юлий Цезарь" Генделя и две одноактные оперы Пуччини - "Джанни Скикки" и "Плащ". Это, замечу, не популярная в народе "Свадьба Фигаро": чтобы донести до публики эти опусы, мастерской режиссуры мало - нужны хорошо сделанные голоса и профессиональная дирижерская рука.