Ожившие герои Льюиса Кэрролла
Кто бы мог подумать, что в наше прагматичное время взрослые люди, занимающие солидные должности, увлекутся игрой «Охота на Снарка».
Придумал её автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл, сочинив поэму «Охота на Снарка» как некий аналог «Синей птицы» Метерлинка. Поэма – это плавание по морям в поисках счастья и удачи, а если этих морей нет рядом, то можно искать свою мечту в просторах степей. Во всяком случае, так решила Людмила Ерошенко – редактор журнала «Время странствий», которая и придумала художественно-туристический проект, предусматривающий игру, а вслед за ней и издание книги Льюиса Кэрролла.
Но сначала был фотокросс, где авторы в предметах изображения искали смысл поэмы и визуальный образ Снарка. Потом группа энтузиастов на машинах проехала Тункинскую долину, пересекла границу Монголии и приблизилась к берегам озера Хубсугул. На степных просторах художник Анжела Алсаткина устроила лэнд-арт, своеобразный спектакль, участниками которого стали её монгольские друзья и она сама, подающая «маячки», по которым иркутские туристы должны были найти место, откуда идёт сигнал, полагая, что именно там прячется Снарк. Увы, в Монголии его не оказалось, решили на следующий год поискать в Тибете.
Работа над выпуском поэмы Льюиса Кэрролла велась параллельно. Заслуженный художник Сергей Элоян, оформитель книги «Охота на Снарка», тоже его искал в иллюстрации странных текстов, сплошь состоящих из загадок и ребусов. Он придумал зримые образы героев Льюиса Кэрролла, с их чудаковатыми характерами, прозвищами – Огрызок, или Эй-Там, Браконьер, Балабон, Банкир и т.д., задавшихся целью поймать таинственное существо.
У этих героев поступки «шиворот-навыворот», поэтому Элоян страницы поэмы тоже сделал перевёртышами: одну главу мы читаем, как и положено, сверху вниз, но чтобы прочитать другую, книгу переворачиваем снизу вверх. Какие-то листы с текстом он вообще «спрятал», продлил страницы и согнул их пополам текстом внутрь. Форзацы и окантовка листов, на которых помещены стихи, напоминают школьную тетрадь по математике, наверное, потому что в своей охоте Бобру – одному из героев поэмы – всё время приходится считать.
Рисунки Элояна удивительны: это собирательный образ всех героев-чудаков, которых придумали авторы мировой литературы. Много подробнейших деталей, сопровождающих охотников в их путешествии. Компас, бинокль, свисток, подзорная труба, гвозди, стоптанные башмаки, часы, колокольчики - всякая всячина, которая необходима человеку, основательно готовящемуся к длительному походу.
Презентация книги состоялась на выставке «Охота на Снарка», организованной в галерее современного искусства «Дом художника». На ней представлены репортажные фотографии из Монголии Людмилы Ерошенко, этнические пространственные композиции Анжелы Алсаткиной и оригиналы иллюстраций к поэме Сергея Элояна.
Расположенные рядом, эти работы передают атмосферу увлекательного путешествия иркутян по Монголии, их игру, похожую на странствия мальчика и девочки из «Синей птицы» в страны Молока, Хлеба, Весны. Рисунки Сергея Элояна дополняют экспозицию высоким художественным стилем.