Два музея - две судьбы
Проблемы Хайтинского фарфорового завода оказались полностью аналогичными проблемам ведущего фарфорового производства страны - Ломоносовского завода (бывший Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга).
Находясь в разных частях страны, предприятия одинаково тяжело реагировали на резко изменившееся положение в стране в 1990-х и начале 2000-х годов. Они переживали приватизацию, преобразование в акционерные общества. Их коллективы и общественность особо волновались за судьбу музеев фарфора, жила надежда на возрождение былой славы производств и сохранение бесценных художественных сокровищ.
Ломоносовский - первый фарфоровый завод России. Его музей решением правительства 2000 года объявлен национальным достоянием и собственностью государства. Коллекция музея, являвшаяся образцом высокого искусства на протяжении столетий и состоящая более чем из 30000 образцов фарфоровых изделий прославленных заводов России, Германии, Франции, Австрии, стран Дальнего Востока, а также редчайшие книги, альбомы, гравюры, картины, рисунки и фотографии по решению Министерства культуры Российской Федерации переданы Государственному Эрмитажу.
Ломоносовскому заводу удалось реализовать радикальные меры по восстановлению предприятия. Новое бизнес-мышление на производстве с 260-летней историей привело к процветанию, росту объема продаж, возрождению и развитию уникальной техники ручной росписи, открытию магазина фарфоровых изделий, художественной галереи и прекрасно оборудованного музея фарфора, вошедшего в состав Государственного Эрмитажа.
История Хайтинского фарфорового завода сложилась не так удачно: с остановкой производства резко ухудшилось состояние музея, в свое время оказавшего большое влияние на разработку новых образцов фарфоровых изделий и копирование старых. Но справедливость и здесь восторжествовала. По решению комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области музей объявлен национальным достоянием, государственной собственностью и передан Иркутскому областному художественному музею им. В.П. Сукачева в октябре 2004 года. Коллекция, состоящая более чем из 4500 лучших образцов хайтинского фарфора, и в наши дни служит источником вдохновения мастеров. И в то же время это экспонаты музея.
Фарфоровое дело основателей завода Переваловых уходит корнями к середине XIX столетия, ко времени, когда два брата-крестьянина Данила и Филипп Переваловы поставляли глину купцу П. Сыропятову - владельцу небольшой фаянсовой фабрики в предместье Иркутска, на реке Ушаковке. Приобретенное Данилой Васильевичем в оброчное содержание месторождение белой глины недалеко от его родного села Узкий Луг (в 120 километрах от Иркутска) позволяло питать и знаменитые в крае Тальцинский и Тельминский стеклянные заводы, изготовлявшие фарфор и фаянс. Вскоре фабрика П. Сыропятова переходит к Переваловым.
Однако основное производство братья развернули недалеко от своей деревни, при впадении речки Хайтинки в Белую. Сырье для производства - каолиновые глины - находилось в трех верстах от выбранного места и было сравнимо со знаменитым бельгийским. Фарфоровые изделия вновь основанной в 1869 году фарфорово-фаянсовой фабрики торгового дома Переваловых отличались необыкновенной белизной, чистотой и хорошим качеством, что позволило быстро развить производство. Фарфор постепенно вошел в городской и сельский быт сибиряка.
Качественный скачок в развитии производства происходит с 1880 года при сыне Данилы - Иване Перевалове.
Новые технологии приносили свои плоды. Высококачественная продукция завода - сервизы, различные декоративные тарелки, столовые и туалетные наборы, скульптуры, вазы, лампы-букеты, пасхальные яйца, иконы, лампады и даже иконостасы, уникальные и удивительные по своим художественным достоинствам, - пользовалась высоким спросом у сибиряков.
Иван Перевалов был человеком необыкновенно предприимчивым и энергичным. Он хорошо чувствовал и понимал преимущество местного природного сырья, позволявшего получать "звонкий" фарфор ослепительной белизны и просвечиваемости. Он хорошо знал положение на рынках сбыта фарфора и сумел завоевать достойное место для своей продукции, использовал опыт российских фарфоровых центров, привлекал мастеров из Императорского фарфорового завода и заводов товарищества М.С. Кузнецова.
Изделия фабрики представлялись на выставках и завоевывали награды: в 1873 году на Екатеринбургской промышленной выставке - большую серебряную медаль "За полезное", в 1906 в Антверпене - золотую медаль.
Прекрасно сознавая необходимость сохранения накопленного опыта мастеров, Перевалов в 1880 году основывает при заводе музей, ставший хорошей школой для мастеров прикладного искусства. Коллекция музея объединила изделия самого завода, фарфор ведущих заводов России, Западной Европы и стран Дальнего Востока. Переваловы серьезно относились к формированию коллекции музея и с гордостью демонстрировали ее гостям. Посещение музея завершалось увлекательной экскурсией по мастерским завода.
Музей рос вместе с производством. В него постоянно поступали новые авторские произведения, созданные в мастерских завода. Такого порядка придерживались в ХХ веке. Авторский образец коллекции служил эталоном для всех последующих копий и в то же время занимал свою историческую нишу в музейной ретроспективе хайтинского фарфора. Искусствовед Л. Андреева (Москва) пишет о старом хайтинском фарфоре: "...иногда напоминающий молочное стекло, имел свою особую пластику и силуэт... его прозрачность была живой, меняющейся, имела вдох и выдох".
За 135-летнюю историю по-разному складывалась судьба фарфоровой фабрики: дело Ивана Перевалова перешло к его сыну Владимиру, в 1911 г. - к компаньонам, а в годы революционных потрясений фабрика и ее музей были национализированы. Коллекция была упакована в ящики и отнесена на склад. К 1917 году собрание музея насчитывало более 11 тысяч произведений из фарфора. Современники вспоминают о ярком впечатлении, которое производили на посетителей "редкостные экспонаты уникальных фарфоровых изделий". Однако мало что сохранилось до наших дней: коллекция музея была разобрана на подарки новоявленному начальству, часть передана в клубы на награды, а часть бесследно исчезла. В 1930 году музей прекратил свое существование.
На фабрику пришло новое поколение художников и скульпторов, которые привносили новые эстетические и мировоззренческие ценности, новые формы и изобразительный язык.
Получает развитие сувенирное производство с ярко выраженными национальными мотивами, в творчестве художников появляются сибирские пейзажи и детский рисунок. Различные направления в развитии фарфорового производства страны находили свое выражение и в работах из Хайты: изделия "белой линии" отличались подчеркнутым стремлением выделить белизну, хрупкость и прозрачность материала, позднее появляется фарфор, отличающийся эмоциональной цветовой палитрой и высоким искусством техники кистевой подглазурной росписи.
Спустя десятилетия, в 70-е годы ХХ века, вновь создается музей Хайтинского завода. Его сотрудники собирали чудом сохранившиеся в частных руках изделия старого переваловского фарфора, пополняли коллекцию образцами, созданными мастерами на протяжении ХХ столетия.
Не одно поколение мастеров, работавших на заводе, создавало и оставило нам в наследство хрупкий, удивительный и неповторимый художественный мир фарфора, домом которого стали два музея - Хайтинский и Иркутский.
Начиная с 1939 года в Иркутский областной художественный музей начинают поступать сохранившиеся изделия из музея Переваловых, а также образцы изделий прошлого века. В результате была сформирована ценная коллекция фарфора.
Музеи Ломоносовского и Хайтинского фарфоровых заводов разделили судьбу своих заводов и всей страны, не раз перемещались и жили "в состоянии уплотнения", однако присутствуют в наши дни в их судьбах и существенные различия.
Владельцы Ломоносовского завода полностью отреставрировали музейные залы, не пожалели средств на содержание коллекции, за что получили право изготавливать копии уникальных изделий. Приобретя новый статус, музей фарфора включился в орбиту просветительских и научных программ Эрмитажа.
Годы работы сотрудников Эрмитажа ушли на то, чтобы изучить коллекцию, составить ее каталог и создать принципиально новую экспозицию музея завода, организовать ряд "ломоносовских" выставок, подписать специальное соглашение о сотрудничестве владельцев завода и Эрмитажа.
Художники и любители фарфора в соответствии со старой традицией знаменитого завода имеют свободный доступ в музей и мастерские художников. В наши дни на заводе работает крупный и творчески одаренный коллектив художников. Появились уникальные возможности для творческой активности, художественного новаторства. Каждый день в мастерских завода создаются новые произведения, лучшие из них со временем займут свое место на новых выставках, а также в галерее фарфора, созданного уже новыми владельцами завода. Такое сотрудничество устраивает и Эрмитаж, и новых владельцев завода, и художников, и нас, посетителей музея.
К сожалению, новые владельцы Хайтинского предприятия не сумели создать условия для жизнедеятельности коллекции музея. Поэтому право на дальнейшее сохранение и экспонирование уникального собрания сегодня принадлежит Иркутскому художественному музею им. В.П. Сукачева.
Особое внимание специалисты обратили на состояние заводского собрания фарфора и его сохранность. Завод находился в тяжелейшем экономическом состоянии: некогда оживленные цеха не работали, печи остановлены, мастера, художники и скульпторы не были востребованы. Редкая коллекция музея фарфора, которая вызывала восторженные отзывы туристов со всего мира, как и в 1920 году, была сложена в коробки и отправлена в неохраняемый подвал.
Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области и Иркутский художественный музей неоднократно предлагали владельцам завода схему, согласно которой художественный музей принимает на временное хранение коллекцию музея завода, изучает и экспонирует ее, делая доступной для мастеров завода и общественности. Музей фарфора в таком случае приобретал бы права отдела Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
На все предложения владельцы и представители завода отвечали молчанием или обещаниями скорого процветания завода, которое, дескать, принесет и процветание музею фарфора. Однако периодически посещая завод, специалисты убеждались в необеспеченности надлежащей сохранности знаменитого собрания. Все попытки обсудить создавшееся положение с владельцами заканчивались неудачей. В конце концов было принято решение о вывозе уникальной коллекции, являющейся государственной собственностью, в целях ее сохранения в Иркутский художественный музей.
Более 4500 фарфоровых изделий Хайтинского завода в настоящее время проходят инвентаризацию и изучение. Более чем столетняя история хайтинского фарфора, этапы его развития будут отражены в новой экспозиции музея, посвященной сибирскому искусству. В ее состав войдут изделия известных мастеров XIX и XX столетий, сумевших придать своим работам высокую эстетическую ценность и найти художественные решения, позволившие воплотить в повседневных изделиях высокое искусство.
Наметившийся расцвет фарфорового производства, несомненно, вновь поставят на повестку дня вопрос и о судьбе хайтинской коллекции. Останется ли ее базой Иркутск, а домом - Иркутский художественный музей или на базе Хайтинского завода будет открыт отдел Иркутского художественного музея - вопрос будущего. В любом случае коллекция должна сохраняться и в то же время быть доступной для обозрения общественности, выполняя функцию творческой мастерской. В этом и состоит вечное противоречие сущности музейной практики: с одной стороны, сохранение культурного наследия, а с другой - его популяризация и доступность для общества. Востребованность музея при новом возможном расцвете Хайтинского фарфорового завода несомненна, как несомненно и то, что художники-прикладники вузов, средних специальных заведений и школ искусств в Иркутске и в целом в регионе будут черпать вдохновение в работе с ее редкими образцами.
Императорскому Ломоносовскому фарфоровому заводу и его музею повезло больше. Предприятие переживает новый период своего расцвета во многом благодаря большому любителю фарфора и страстному коллекционеру Галине Цветковой, с 2002 года фактически ставшей владелицей фарфорового завода. Она активно сотрудничает с Эрмитажем, открыла собственную галерею фарфора на заводе, вложила немалые средства в содержание знаменитого музея, обеспечив его безопасность.
Будем надеяться, что и Хайтинскому фарфоровому заводу повезет, и тогда на иркутской земле, возможно, будет реализован опыт Ломоносовского завода.
Елена Зубрий,
директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева