«Человек кусает собаку». 25 лет – знаменитой чернушной комедии о серийном убийце
Знаменитая зловещая псевдодокументальная комедия «Человек кусает собаку» по сей день остается одним из самых эффектных эпатажных фильмов в истории кино. Но кроме того, потрясающий фильм сей еще и сугубо поучителен, моралистичен. И ежели вы взаправду перепутаете это жуткое кино с доподлинным реалити-шоу, тем лучше – тогда у извечных моральных вопросов есть шанс всерьез зазвенеть в вашей душе.
Молодой бельгиец Бен (Бенуа Пульворд) – совершенно нормальный, на первый взгляд, парень, очень живой, подвижный, болтливый и смекалистый. В общую картину слегка не вписывается его престранное хобби: Бен – самый настоящий серийный убийца. Съемочная группа, состоящая из трех человек – репортера Реми Бельво (Реми Бельво), оператора Андре Бонзеля (Андре Бонзель) и звукорежиссера, – вознамерилась сделать документальный фильм об удивительном Бене.
Тот охотно согласится, расскажет о секретах своего ремесла, укокошит перед камерой едва ли не десятки людей, незаметно превратит киношников в своих подельников, а потом и вовлечет их в совсем уже беспросветную ситуацию – в нешуточные разборки с мафией, которой убийца-одиночка ненароком перешел дорогу.
«Человек кусает собаку» (название из англоязычного проката; в оригинале фильм именуется «Это случилось рядом с вами»), вероятно, самый известный в мире бельгийский фильм. Вышел он в 92-м – в один год с «Бешеными псами» – и до сих пор остается единственным опусом, которому удалось перетарантинить самого Тарантино (в восхищении этой картиной впечатлительный Квентин расписался уже давно).
Кроме того, «Человек» – один из ярчайших представителей редкого жанра мокьюментари (псевдодокументалистика): «Ведьма из Блэр» и «Борат» стоят, как говорится, в сторонке. Образ милого убийцы (которого даже психопатом язык не поворачивается назвать) поначалу дезориентирует зрителя – тот уже готов изрядно похихикать над ожидаемым черным юмором (и начальная сцена со старушкой, которую Бен доводит до инфаркта внезапным воплем, чтобы «сэкономить пулю», еще вполне вписывается в эстетику загробных хиханек), однако фильм незаметно поворачивает совсем в иное русло.
В итоге эта комедия становится практически триллером и всерьез ставит перед зрителем вопрос: чему все-таки нет предела в нашей жизни – насилию или равнодушному к нему отношению?