Кино-2015: Вооруженный вампир
В прокате – «Черная месса», гангстерское кино в духе Скорсезе, но с участием почти пародийного Джонни Деппа в роли мафиозно-монструозного фрика.
В Южном Бостоне середины 1970-х всем заправлял злой гангстер Уайти Балджер (Джонни Депп). То есть поначалу он был мелкой сошкой, но однажды на него вышел друг детства (Джоэл Эджертон), который стал агентом ФБР. Ушлый фэбээровец сделал Балджеру чрезвычайно выгодное предложение: ты – мне, я – тебе. В смысле, гангстер будет закладывать своих конкурентов, а кореш с жетоном станет его прикрывать. На том они, дружки сердешные, и порешили. Балджер сделал головокружительную криминальную карьеру, безнаказанно убивая на каждом шагу. А тех, кого не убивал, сдавал с потрохами. Пожинал свои лавры и друг детства. И продолжалась эта преступная канитель аж до самых девяностых.
Лишь в игре с родной мамочкой Уайти готов сделать вид, что у него в колоде вовсе не девять тузов
Пересказанный сюжет обладает слишком явной конкретикой, чтобы оказаться вымыслом; и действительно – перед нами байопик реального Балджера. Это уже второй всамделишный гангстер в исполнении Джонни Деппа, а первым был куда более колоритный Джон Диллинджер в фильме Майкла Манна шестилетней давности.
Роль Диллинджера, грозы американских банков времен Великой депрессии, не стала в карьере Деппа сколько-нибудь громкой; не станет таковой и Балджер. Сами эти фильмы – «Джонни Д.» и «Черная месса» – во многом похожи. Оба – добротные, но не выдающиеся. Занимательные, но не более. Убедительно воссоздающие эпоху, но совсем ее не анализирующие. Для Деппа Уайти Б. и Джонни Д. – и вовсе два сапога пара.
И что с того, что один (Д.) в свое время выглядел в глазах народа Робин Гудом и подлинной звездой от криминала, а второй (Б.) даже у своих ближайших друзей вызывал лишь страх, ненависть и омерзение? Какая кому разница, что Диллинджера Депп сыграл почти вовсе без грима, а для воплощения в Балджера позволил превратить себя в еще более гротескного персонажа, чем Джек Воробей? Депп – всегда разный и в то же время всегда одинаковый. Примерно так же киноман Сталин когда-то высказывался о замечательном Михаиле Жарове: «Вот товарищ Жаров – хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров».
Многим нравящийся Камбербатч здесь, к сожалению, выступает в качестве эпизодической мебели
Разумеется, из всякого кадра «Черной мессы» так и выпирает негласный режиссерский девиз – «Хочу быть таким, как Скорсезе!». Но это ни капли не оригинально: так уж сложилась история кино двадцатого века, что те, кто снимает гангстерский эпос в двадцать первом, не могут не оглядываться на великого Марти. А задача начинающего режиссера Купера осложняется еще и тем, что Скорсезе уже выводил на экране образ, сознательно списанный с Уайти Балджера. Речь, само собой, о герое Джека Николсона в мощнейших «Отступниках».
Поскольку Николсон как-никак повесомее Деппа, последний волей-неволей выглядит в «Мессе» подражателем жовиального Джека. Впрочем, тот самый чудовищный грим в данном случае выручает Джонни: полностью уподоблять этакого злобного упыря николсоновскому похабному хохотуну – это примерно как проводить сравнительный анализ фильмов «Дракула» и «Крестный отец». Нет, последнее даже легче: все-таки обе названных ленты поставил один и тот же режиссер Коппола.
Уайти Балджер – демон-провокатор из Южного Бостона
Не диво, что в российский прокат «Черную мессу» пустили аккурат в канун Хеллоуина (у картины и само название сатанинское). Вообще, здешнего главного героя впору сопоставлять не с Диллинджером, а с Суини Тоддом – демоном-парикмахером из мюзикла Тима Бертона. Да и ставить «Мессу» тоже надо было ему, готическому Тиму. Таким, как здесь, Депп еще точно не представал в фильмах своего первейшего другана. Балджер в его версии – воплощенное зло; не демон в человеческом обличии, а наоборот – реальный, поныне живущий человек, представленный в демоническом виде. Грандиозная задача – но уж не какому-то там Куперу за подобное браться.
«Черная месса» (Black Mass) (18+). Режиссер: Скотт Купер. США, 2015