Кино-2015: Карты, деньги, Джейсон Стэтем
В прокате – «Шальная карта», энный боевичок с лысым англичанином, которому, кажется, очень хочется распрощаться с карьерой еще до того, как ему стукнет полтинник.
Лас-вегасский охранник Ник (Джейсон Стэтем) просиживает штаны, работая в местных казино: вальяжно охраняет, сурово вышибает, регулярно квасит и неустанно лелеет мечту о большом, чистом и крупном выигрыше. А еще он так сильно хочет смыться из этого порочного ада куда-нибудь на Корсику, что стоит ему зажмуриться – и в сознании моментально возникает белоснежная яхта, фланирующая вдоль дальних прекрасных берегов в Средиземном море.
Но однажды к Нику обращается его знакомая жрица любви и просит за нее заступиться. Некий местный авторитет распоясался и позволил себе много такого, чего ни до, ни после даже не оплатил. В частности, на потасканное личико публичной дамочки после этого рандеву пришлось наложить дюжину швов. Выслушав сию печальную повесть, Ник нахмуривается и идет выяснять с авторитетом отношения. «Ты ее сутенер?» – задает Нику резонный вопрос озадаченный мафиози. Вместо ответа заступник сразу берется за кулаки… точнее, за кредитную карточку, с помощью коей вышибает дух из трех головорезов. Но до смерти никого не убивает, обеспечивая себе и зрителям еще несколько аналогичных разборок, равномерно распределенных по пространству полуторачасового фильма.
Обиженная проститутка не страшится мстить своему бывшему клиенту, прекрасно зная, что преследовать за это будут только ее сердобольного защитника
«Шальная карта» ставит предварительный крест сразу на двух карьерах – актера Джейсона Стэтема и режиссера Саймона Уэста. Для первого это примерно двадцать пятый фильм-штамп за последние десять лет. Для второго «Карта» – всего лишь восьмая картина, и она восьмикратно уступает первому и лучшему блокбастеру Уэста («Воздушная тюрьма», 1997).
Однако у обоих наших героев все-таки не было еще настолько же разительного провала, как данный казиношный экшен. В Америке фильм собрал три тыщи при бюджете в тридцать лямов – такое можно заносить в Книгу антирекордов Гиннеса. Это уже не последний звоночек, а отпевальный голосочек.
Как это нередко бывает, расплата последовала далеко не в тот момент, когда ее легче всего было ожидать. И Стэтем, и Уэст вправе были рассчитывать на подобную катастрофу гораздо раньше – в момент, когда она действительно стала бы заслуженной. А сама по себе «Шальная карта» – вовсе не клинический случай: бывало и хуже. Причем хуже бывало многократно.
Герой Стэтема не понаслышке знаком с двумя вещами – дном жизни и дном стакана
«Шальная карта» выгодно отличается как от стэтемовскимх «Эффекта колибри» и «Паркера», так, например, и от уэстовского «Медальона» с Николасом Кейджем. Экшена здесь ожидаемо мало, но зато поставлен он чрезвычайно сочно – где-то на уровне первого «Перевозчика». Конечно, пространные перерывы между сценами драчек заполняют маета и ничегонеделание пополам с говорильней и пустозвонством. Но все-таки в фильме ощущается цельность – качество, прямо скажем, редкое и удивительное для современного жанрового кино.
Не станем понапрасну льстить создателям – их фильм получился внешне самодостаточным лишь оттого, что это ремейк. То есть на деле все наоборот – картина как раз откровенно паразитическая, а вовсе не «своим умом живущая». Оригинал – фильм 1986 года с Бертом Рейнолдсом «Гнев», не бог весть какая удачная, но все-таки крепенькая олдскульная лента. Нынче Голливуд, кажется, безвозвратно разучился производить такие ладные поделки, тем более конвейерным способом, как тридцать лет назад.
К сожалению, «Шальная карта» куда ближе к «Великому уравнителю», нежели к «Джону Уику»
Худо еще то, что «Шальная карта» вышла в свет именно теперь. Ей хотя б на годик раньше поспеть – может, и не было бы такого фиаско. А так мы вынуждены лицезреть, как очередной лучший друг проституток лупцует обижающую это сословие мафию, – и мучительно подсчитывать в уме: это ж сколько аналогичных сюжетцев нам уже скормили за последние двенадцать месяцев?
«Шальная карта» (Wild Card) (18+). Режиссер: Саймон Уэст. США, 2015