Задушевный разговор. Надежда Кислова: «Не умею жить вполголоса»
У усольчанки Надежды Кисловой несколько специальностей, но прежде всего она выпускница шелеховской ДХШ имени В.И. Сурикова. Все годы после «художки» жила и продолжает жить горением, которое удалось зажечь ее педагогам.
Их выпуск был первым, а учили их совсем молодые тогда педагоги, только что окончившие Иркутское училище искусств и открывшие в 1968 году в городе Шелехове Детскую художественную школу. Надежда Владимировна уже много лет не живет в Шелехове, но навещает родной город при любой возможности и выставку кукол в альма-матер зимой этого года посвятила своим учителям – Галине Константиновне Заграничной и Виктору Николаевичу Шаргину, которым бесконечно благодарна за их любовь к творчеству, за преподанную науку и профессионализм.
С этим городом у Надежды Кисловой связано многое: там она выросла, училась в основной школе и в любимой «художке», после окончания техникума работала, вышла замуж, родила двух сыновей. А потом они всей семьей уехали в Якутию и прожили там тринадцать ярких незабываемых лет. Когда она рассказывает об этом периоде жизни, у нее от воспоминаний дрожит голос и увлажняются глаза; кажется, говоря: «У нас на Севере», она душой все еще там… О Якутии может говорить бесконечно и так, как это умеет лишь человек с художественным даром. Слушая ее, ясно представляю северное сияние, увиденное ее глазами: она стоит внутри какой-то хижины, а вокруг – мощные сине-лилово-зеленые сполохи, хижина внутри этого свечения, и – восторг… За тринадцать лет Надежде всего дважды повезло увидеть северное сияние, но ее поразили люди, которые шли мимо, как будто не замечая этого чуда, - наверное, они уже наблюдали его раза три-четыре, и оно им прискучило…
Потом она поняла, что не для всех людей красота – главное. А в ее памяти эти моменты красоты остались навсегда. Вот после зимы наступает тепло, сразу, в один день: зима и лето там есть, а весны и осени нет, из шуб женщины переодеваются в сарафаны; снег не тает, а выгорает на солнце; загар якутский – не хуже, чем на черноморском побережье. Стада зайцев линяют на заплатках снега; красная рыба нерестится – видно одни лишь спины; лоси выходят из леса на проталины; в июле поспевает голубица, а в горах уже выпадает снег. А сколько там было грибов – сопливые маслятки так дружно жались друг к другу, что и земли под ними не видно, собирали их в авоськи. В том суровом климате на огородах вызревали арбузы. Все это они успели увидеть, пока не ушло куда-то…
Почти на полюсе холода в Оймяконском районе, в поселке Усть-Нера, где река Нера впадает в Индигирку, Надежда работала в Доме детского творчества, преподавателем ИЗО в детском саду, а после – директором Дома пионеров, - для работы в этой должности недоставало высшего образования, и пришлось поступить в Хабаровский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. Училась заочно и в течение нескольких лет учебы летом на две недели улетала в Хабаровск сразу на две сессии – зимнюю и летнюю. Тогда поняла, что в экстренной ситуации человеческие возможности неограниченны, - за пару недель удавалось успешно сдавать по тридцать с лишним экзаменов и несколько зачетов.
На учебу летала двумя самолетами: от Усть-Неры до Якутска, от Якутска – до Хабаровска, с собой везла огромные сумки, в которых были творческие работы из бумаги, ватмана, в общежитии института доделывала их; а после сдачи экзаменов они уже были никому не нужны: везти назад, домой, их не было никакой возможности, ведь надо было что-то купить мужу и детям; и Надежда, не в силах просто выкинуть свои творения, в которые вложила столько сил и души, сжигала их на мусорке, глотая горькие слезы. Дипломную работу она выполняла в технике бумагопластика, которой в институте до нее никто не занимался, она оказалась в этом «первопроходцем»: вырезала из ватмана фрагменты сказок, главным героем которых был кот. Объемная работа состояла из двух створок, которые вкладывались друг в друга, а веса почти не имела. При посадке в самолет ее спросили, что она везет в огромном, но почти невесомом чемодане. «Там куклы», - ответила она. На память о дипломном проекте осталась лишь фотография.
Бумагопластика. Дипломная работа.
В своей работе она просто купалась, настолько ей все это нравилось. Жизнь на Севере тогда кипела, приходилось оформлять сцены к различным праздникам, и делали это великолепно, несмотря на то, что и материалов нужных часто было не найти. Иногда сама удивлялась: как и из чего можно было сотворить такой шедевр? А как талантливы якутские дети, особенно дети-инвалиды, которые передают свои чувства и эмоции через рисунок. Группа ребят была с ней на протяжении всех школьных лет с первого по десятый класс; она учила их всему, что умела сама.
Но все когда-то заканчивается – и хорошее, и плохое. В перестройку не стало работы, люди уезжали, бросая дома, квартиры. Уехали и Кисловы – сложили небогатое, но дорогое для них имущество в собранный мужем ГАЗ-69, который Надежда Владимировна разрисовала кисточкой масляными красками, поклонились полюбившимся местам и подались по зимнику в родные края – в Иркутскую область.
Много лет Надежда Владимировна живет в Усолье-Сибирском. Как у всех людей, были в эти годы и печали, и радости: не сразу решились проблемы с жильем, с работой; давно расстались с мужем; но сыновья (у одного из них семья, дети) и мама рядом, это – главное. Сначала оформляла детские сады, потом работала воспитателем в одном из них – детском садике № 25. Детей она очень любит, а вот детский сад – нет, считает, что там мало возможностей для развития личности ребенка. Например, всем дают задание рисовать Снегурочку, а кому-то одному хочется нарисовать кастрюлю с крышкой, но нельзя - это неправильно. Уже в садике есть «дедовщина», с которой порой не могут справиться даже взрослые. И каким бы талантливым педагогом ни был воспитатель, он скован рамками программы. Однажды в ее группе проходил открытый урок по изобразительной деятельности; дети – совсем малыши, трехлетки, все занятие – семь минут, для них это игра. Они смешивали акварельные краски, - у них на глазах из желтого и синего рождался зеленый цвет. Ребятишки ничего не умеют скрывать, и радость от этого потрясающего открытия читалась на их лицах. Когда урок закончился, методист из роно сделала воспитателю замечание: «Разве вы не видели, что девочка неправильно держит кисточку? Вы что, не учите детей технологии?». Надежда Владимировна тогда ответила, что пусть они держат кисточку хоть ногами, - это едва не стоило ей увольнения.
Затем несколько лет она работала преподавателем черчения в лицее № 1, а еще лицеисты вместе с ней изучали предмет «Прикладное творчество». Руководители лицея позволили хрупкой женщине с тихим голосом делать все, что ей хочется, а ей хотелось учить детей любить родной город, свою страну и русскую культуру. Пусть в масштабах одного учебного заведения, но она считает, ей это удавалось.
Творческое занятие в усольском лицее № 1.
Работа лицеистов с папье-маше.
Сейчас Надежда Владимировна на пенсии. Появилось время заняться собой, которого у нее никогда раньше не было, но жить для себя она не привыкла. Если приглашают принять участие в выставке или оформить что-либо, сшить наряды для выступлений - всегда соглашается, хотя это уже нелегко, потому что слабеет зрение. А совсем без творчества ей нельзя никак, оно заменяет все, чего теперь недостает: и постоянное общение с множеством людей, и богатую разными событиями жизнь, и женское счастье.
Рисунок Н.Кисловой к поэтическому сборнику педагогов лицея (2003 год).
Рисунок к поэтическому сборнику педагога Детской школы искусств п. Белореченского Елены Зябловой.
Процесс создания костюма.
Главное, чтобы костюмчик сидел!
Не так давно Надежда Владимировна увлеклась изготовлением кукол. Поскольку она мастерица со стажем, ей не нужны выкройки, достаточно лишь посмотреть образ, а как это сделать, догадается сама. Кукол на заказ не шьет, в последнее время поняла, что их нельзя продавать – только показывать на выставках и рассказывать людям, почему они сделаны так, а не иначе. Посетители таких выставок уходят с них счастливыми. А она своих кукол еще не «напоказывалась», все только впереди.
С внучкой Катей на выставке в усольском городском музее.
Занятие с дошколятами.
Фрагмент выставки Н. Кисловой «Мой летний день» в усольском музее, ноябрь 2014.
Работа из папье-маше.
Кажется, они понимают друг друга.
О куклах Надежда Владимировна рассказывает так, словно они живые. Фабричные куклы сделаны виртуозно, но они не «теплые», в них нет изюминки, характера. Сделанная руками мастера кукла несет его энергетику, это, к сожалению, может быть не только добро, но и негатив. Если в доме есть самодельные куклы, особенно с недобрыми лицами, лучше убрать их из спальни, - не случайно в старину кукольным театрам, разъезжавшим по городам с представлениями, не позволяли ночевать в городе, а выдворяли на ночь за его стены. Если у куклы есть лицо – у нее уже как будто есть душа. Поэтому сжигание Масленицы, у которой нарисовано лицо, - сродни сжиганию живого существа.
Мы теряем культуру, а откуда она возьмется? Русскую музыку дети почти не слушают, хороводов не водят, национальных нарядов не видят. Пока не поздно и есть еще к этому интерес, надо восполнять эти пробелы; и Надежда хочет сделать двух кукол – жениха и невесту - в народных свадебных костюмах Иркутской губернии, но пока ей не удается узнать, а были ли вообще такие костюмы…
В деревне Бадай Усольского района у Надежды Владимировны есть дача с большим участком. Это только говорится так – «дача», а на самом деле для человека, любящего землю и природу, это вся жизнь. Тут они со старшей внучкой Катей проводят все лето: наслаждаются близостью леса, реки, дышат полной грудью, плетут венки, слушают пение птиц.
Неугомонная Надежда жить вполголоса не умеет: управляется с газонокосилкой, вокруг дома сажает немного овощей и море цветов - не для живота хочется трудиться, а для радости. Хочет завести пчел и козу – это, конечно, из разряда мечтаний, потому что без мужской руки будет довольно сложно. Были на даче несколько лет назад гуси и индюк, тоже для удовольствия, а не в качестве нескольких килограммов диетического мяса. Они как люди, со своим нравом и привычками. Например, Надежда сеет цветы, а следом за ней идет индюк и только что посеянные семечки из лунок вытаскивает, - ему интересно это занятие, а ей – наблюдать за ним. Зашла в гости деревенская соседка, послушала-посмотрела, как хозяйка общается со «скотиной», выразительно покрутила пальцем у виска и вынесла вердикт: «Дура ты, Надежда».
На высоченном тополе в ее усадьбе много лет вьет гнездо одна и та же сорока. Наверное, она считает себя ее настоящей хозяйкой, потому что не в пример людям живет здесь круглый год. Надежда подкармливает ее и подрастающих сорочат. Высиживая и выкармливая птенцов, нахальная птица так и глядит, как бы что стащить. Созрела облепиха, а собрать ее не хватало времени – нужно было ехать в город. А сорока уже стрекочет на заборе, ругается – ждет своего часа. Надежда Владимировна затянула куст плотным тюлем, подвязала внизу и уехала. Когда вернулась, обнаружила: хитрая сорока проковыряла клювом дырку, залезла внутрь и склевала ягоду. Хотел сосед спилить этот тополь – свет загораживает, но она не позволила – жаль дерево, да и как же сорока?
Вот уже и календарная весна наступила. А весной как будто и жить легче становится: болезни, невзгоды, печали – все это покрывает красота молодой нарождающейся жизни…
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!