За одно слово ее сослали в Воркуту
Билет на сцену ей вручила сама Фортуна. Вдруг в театре заболели все исполнительницы роли Сильвы, а она знала роль назубок. Кроме того, прекрасно пела и зажигательно танцевала. Руководству театра ничего не оставалось, как позволить восемнадцатилетней актрисе попробовать свои силы. Дебют превзошел все ожидания. Так началась актерская жизнь темпераментной Елены ВОЛОШИНОЙ.
За 38 лет ею сыграны более сотни ролей. Иркутский зритель ценит актрису за то, что ее амплуа не знает границ. Она бесподобна в любой роли, будь то настоятельница монастыря или хозяйка кабачка, у которой все время разваливается прическа. Недавно в Иркутском музыкальном театре состоялся бенефис актрисы. Вся труппа, а также поклонники таланта Елены Волошиной праздновали ее 80-летие.
Гордая казачка
- Елена Константиновна, вы Народная артистка РФ, корифей Иркутского музыкального театра. На ваших ролях выросло не одно поколение зрителей. Скажите, молодые актеры перенимают у вас опыт работы в театре?
- Если вы спросите у любого актера: "Кто помогал делать первые шаги на иркутской сцене? Кто терпеливо объяснял, мучился, показывал мизансцены бессчетное количество раз?", - услышите один ответ: "Волошина". (Смеется.)
(Надо сказать, Елена Константиновна всегда в кругу молодежи. Именно ей принадлежит право посвящать новичка в таинства игры на сцене и создания живого образа. - Авт.)
- А почему вы не создали свою актерскую школу? У вас наверняка не было бы отбоя от студентов.
- Ну что вы, моя дорогая. Это же очень ответственно, - чуть повышая голос, говорит Волошина. - Тогда я бы столько не прожила. Когда-то я возглавляла театр миниатюр в мединституте. До сих пор ребята, хотя многие из них уже профессора, благодарны мне. Так стараются меня опекать, что даже шутят порой: "На каждый ваш орган, Елена Константиновна, приходится по семь врачей".
- Вы до сих пор играете на сцене. Вам ваш возраст не мешает?
- Когда за кулисами собираются желающие, чтобы посмотреть на мой знаменитый батман, я им говорю: "Спокойно... я уже старуха... Комическая...". И годы тут совсем ни при чем. Все зависит от того, насколько у человека душа молода. Сегодня я задействована в двух спектаклях: "Пенелопа" и "Сказки старых домов".
- Но откуда у вас берутся силы, чтобы передавать опыт молодым, приходить на репетиции, потом вечером идти на спектакль и играть по два-три часа?
- Любовь к жизни передали мне мама с папой. Они у меня донские казаки. Выросла, как говорится, на хороших хлебах, под песни казаков. И потом: меня закалили сибирские морозы. Так что кроме казачки я стала настоящей сибирячкой.
- Вас приглашали играть в других театрах. Почему вы предпочли остаться здесь? Кто знает, быть может, вы сделали бы головокружительную карьеру?
- Да, мне много раз предлагали роли в других театрах. Помню, после московских гастролей в 1958 году меня звал режиссер минского театра оперетты, который только тогда открывался. Я отказала ему и даже не поехала устраиваться, хотя была такая возможность - в театр на свою родину в Ростов-на-Дону. Без Иркутска жизнь мне стала не мила. И за границу не хочу уезжать, как это делают многие столичные актеры. Хотя моя младшая внучка вышла замуж и уехала жить в Израиль. И вообще, мне запрещено куда-либо выезжать, поскольку я перенесла два инфаркта, зачем мне третий?
Не променяла подмостки на палубу
- У такой темпераментной актрисы, как вы, наверняка было очень много поклонников. Расскажите о том, кто вам больше всего запомнился.
- Одним из моих "пленников" стал командир боевого корабля ВМФ СССР, чей крейсер бороздил просторы Мирового океана. В то время наш театр гастролировал в трех городах. И вот во Владивостоке на спектакль зашел капитан первого ранга, решив, видимо, развеяться после возвращения из долгого и трудного учебного похода. И тут, как оно и бывает, он увидел меня и... "его сердце наполнилось пылким и страстным чувством". Капитан начал посещать все спектакли с моим участием. Труппа театра с нетерпением ждала поклонника, который всегда приходил с огромным букетом роз. Но я отвергла его предложение руки и сердца. Не захотела менять подмостки на палубу.
- Елена Константиновна, о вашем острословии слагаются легенды. Не приходилось ли в жизни быть наказанной за свои слова?
- Было такое. Но про эту страницу в моей жизни я не люблю вспоминать. (Молчание.) Как-то по молодости угораздило меня проронить одно не очень хорошее словечко, за что и оказалась сосланной в Воркуту. Там тогда находились известные всему Союзу лица: друг Светланы Аллилуевой Александр Каплер, сценарист и режиссер фильмов о Ленине Михаил Ромм. Огромной популярностью пользовался лагерный театр, где я, будучи ссыльной, играла. После судьба меня забросила в Барнаул, потом в Москву, где случайно на ярмарке я встретилась с главным режиссером Иркутского театра музыкальной комедии Александром Орловым, который и пригласил меня в театр.
...Время разговора с Еленой Константиновной пролетело незаметно. Удивительно, но актриса сумела, на мой взгляд, воплотить в себе остроумие и иронию Фаины Раневской и темпераментность Марии Мироновой. Как Раневская и Миронова, Волошина стала признанным классиком жанра. Ей удалось переиграть практически весь репертуар отечественной и мировой комедийной классики. И если бы все герои оперетт и музыкальных комедий, сыгранных ею, собрались в Иркутском музыкальном театре, вряд ли бы в зале нашлось свободное место.