Маразм 18+
Данная статья не рекомендована к чтению для всех неуравновешенных лиц, склонных к сутяжничеству, и выражает исключительно мнение автора, «основанное на принципах морали и отношении к искусству, сформировавшееся у человечества в ходе тысячелетий».
О «Лолите»
Вопрос рамок искусства – пожалуй самый актуальный на протяжении нескольких тысяч лет. Всегда есть люди считающие, что искусство ограничено только талантом творящего, и те, кто ставит выше мораль. Отдельно требует разъяснение слово «мораль», и что люди в него превозносят. Однако еще больше важен в этом вопросе сам человек, который и определяет - перешло ли искусство заданные рамки или все же находится в них, нужно ли это делать или уже лишнее…Столь высокопарное начало вызвано не желанием испугать или даже принизить читателя, скорее, наоборот, поднять его немного выше над «интернет-обсуждениями», сводящимися, в основном, к комментариями типа: «Все дураки», «Я – дурак». Но именно в таком ключе и обсуждают блогеры новости из Петербурга, которые, по правде говоря, затрагивают куда более важные вещи, нежели кажется на первый взгляд.
Действительно, новость: «Казаки отменили спектакль «Лолита»» может показаться забавной, если бы не учитывалась вся подоплека произошедшего. А на деле оказалось так – заслуженному артисту России Леониду Мозговому указали на то, что его спектакль по самому известному роману Владимира Набокова «Лолита» пропагандирует педофилию и, по сути, богохулен. Представляете себе, роман, сделавший русского писателя знаменитым на весь мир, роман, который экранизировал культовый режиссер Стэнли Кубрик, роман, поднявший в миллионах своих слоев извечную проблему любви и не-любви, вне зависимости от контекста ее приложения, оказался всего лишь «пропагандой педофилии среди несовершеннолетних», оказался всего лишь «дешевой провокацией» в глазах «указующих». А ими стали «граждане», представившиеся «казаками». С каких пор искусство «оценивают» люди, которые не только, по сути, услуживают законам, но и с трудом ориентируются сами в искусстве, обвиняя в каких-то нелепостях заслуженных деятелей театра и кино (Мозговой и Сокуров), художников («Иконы», Гельман) и прочих). Но если оглянуться буквально на несколько лет назад, когда еще не накатила волна вседозволенности, оказавшейся маятником, которые сейчас «заворачивает гайки» в другую сторону, в сторону ханжества и консервативности на грани ортодоксальности – в сторону клерикальности, в сторону, когда прописные художественные ценности расцениваются не с позиций творчества, а с позиций – «свободно» или «несвободно», последнее впрочем является главным критерием, так вот, в незабвенном Совке именно подобные люди и решали судьбы творцов – и кинокартины лежали на полках по 20 лет, а актеры умирали в нищете и безызвестности, если блеснув ярко, возомнили у себя собственное мнение или взгляд на творчество. Самое страшное, что именно такие люди и возвращаются сейчас к власти, к «управлению» сферой искусства. В такой стране запрещены эксперименты, в такой стране – патриотизм – «водка, клюква и матрешка», в такой стране – «17 мгновений весны», а не «Зеркало», в такой стране – все, что не понято власть предержащими, является попросту ненужным, излишним, запретным. Табу, которые установили «ханжи у власти», порой напоминают классическую теорию Фрейда, мы боимся говорить о том, что нас больше всего интересует. И быть может не что иное, как «любовь к маленькой девочке» по имени Лолита, будущей запретным плодом, и влечет тех, кто стремится ее запретить показывать на сцене.
«Спектакль, как и публикация романа, и реклама подобного мерзкого сочинения. Мы просим вас одуматься и не создавать провокационных сценариев, это не может быть просто так, это зачем-то нужно, и мы рекомендуем не сотрудничать более с теми, кто организует подобные спектакли в вашем музее», - пишут Мозговому «казаки».
"Группа граждан, представившихся "казаками", направили предостережение исполнителю главной роли Леониду Мозговому и организаторам спектакля, обвинив спектакль в пропаганде педофилии и богохульстве. Всемирно известный режиссер Александр Сокуров, в фильмах которого Леонид Мозговой играл главные роли (в том числе Гитлера в "Молохе"), был обвинен в пропаганде содомии, гомосексуализма и создании положительного образа все того же пресловутого Гитлера в кинофильме", — рассказывает адвокат, член Адвокатской палаты Петербурга Константин Ерофеев.
По словам Ерофеева, "случившееся является грубым нарушением основных конституционных прав граждан нашей страны" и "попыткой навязать обществу свою волю незаконными методами, минуя суд и правоохранительные органы".
"Стремление ограничить права и законные интересы в данном случае творческих работников противоправна. Впрочем, авторы письма прекрасно осознают отсутствие у них законных методов добиться отмены спектакля по классическому произведению", - дополняет Ерофеев.
Удивительна ли при этом позиция «авторов»? Их отказ выходить в таких условиях на сцену? Нет. Наоборот, является естественным «условиях бездействия многих властных структур и беззащитности рядовых горожан, был сделан этот выбор». С учетом полного молчания властей и правоохранительных органов, фактически не заметивших «угрозы», остается лишь развести руками – мы не увидим блестящего спектакля по великому роману с величайшим актером российского театра и кино в главной роли.
"Остается лишь напомнить, что те, кто следовал за упоминаемым уже Гитлером, тоже сначала боролись с так называемым "дегенеративным" искусством, а потом и с целыми странами и народами, которые тоже считали неполноценными. Результаты этой "борьбы" всем слишком хорошо известны", — отмечает Ерофеев. Весьма ценно замечает. Однако подобные замечания редко кто замечает, хоть и получился некий каламбур.
"С быдлом нельзя спорить, с быдлом, говорящим такое про Сокурова и Набокова, я не хочу, чтобы меня сопоставляли с нарушением закона, может, для кого-то это порнография, для меня это не порнография", - прокомментировал произошедшее режиссер.
Однако, возвращаясь к «интернет-обсуждениям», именно с этим «быдлом» и приходится сталкиваться думающим и понимающим людям каждый день. Именно их «мнение», заведомо ложное, заведомо кощунственное, приходится учитывать. Но почему именно мнение «быдло-масс» становится решающим, ключевым в оценке верхними эшелонами. Учитывается даже не средний уровень, а самый низкий. При этом основная цель искусства возвышать человека как бы скатывает до телевизионного «пипл хавает».
Леонид Мозговой шокирован. "Я сделал этот литературный концерт еще в советские времена, и тогда его пропустил худсовет на все площадки. Я делал композицию специально для чтения. И мне сказали тогда на худсовете, что очень целомудренное получилось произведение", - сказал Мозговой.
"Спектакль ранее был принят худсоветом, там ничего нет порнографического, это гимн обреченной любви. Это замечательное произведение, написанное великим русским писателем. Это литературное произведение, которое не только Набоковым написано, но и замечательным педагогом Черноземовым. Мы не делаем безнравственных вещей, у меня трое детей, трое внуков", - добавил артист.
А сейчас какие-то «казаки», да простят меня казачества, но как полагаю, данные представители к настоящим казакам не имеют ни малейшего отношения – честь, достоинство и доблесть – это вам не письмо пожилому актеру исподтишка с угрозами срыва и беспорядков, решают, что есть искусство, и что есть «дегенерация», хотя сам факт того, что они что-то решают уже дегенерация. Почему бы не вызвать экспертов тогда, если на то пошло, сделать анализ произведения Набокова, спектакля Мозгового, провести оценку и сопоставить с новоиспеченным законом о пропаганде педофилии и гомосексуализма. Почему из-за «новаторства» депутата Милонова приходится пересматривать культурную ценность великого и одного из последних известных во всем мире именно русского писателя?!
Однако никого не занимает серьезное отношение, всем нужны «хиханьки» и простое, тупое «обсуждалово», навешивание ярлыков и прочее. Поэтому не исключено, что скоро и Достоевский со своим «Преступлением и наказанием», в котором, как помнят учившиеся в школе читатели, была история вокруг Сони Мармеладовой и Свидригайлова – чем не пропаганда?! А Пушкин, а Толстой? И, боже мой, Цветаева и Бунин… И что нам остается там? «Умом Россию не понять»? «В Россию можно только верить»?
И смех, и грех (18+)
Как ни странно, но на этот раз не из Петербурга, а - из Москвы, пришла новость об очередном «маразме» неизвестно кого. В музеях города, выставляющих изобразительное искусство, намерены сделать залы «18+», где будут выставляться картины с обнаженными натурами, однополыми «связями», скульптуры-ню и прочие «прелести» жизни. А на деле это значит, что на 90% картин, за исключением Шишкиных «лесов» и импрессионистов, повесят ярлык “Censored” и их уберут в специальные залы, недоступные для детей. Люди, опомнитесь, наши дети вырастут в мире, где кроме икон, и то там есть к чему придраться при желании, и пейзажей ничего нет. Разве что, супрематисты порадуют тем, что разобрать «чиновникам» их попросту не удастся.
И под гриф «18+» попадут и Дали, и Иванов, и Брюлов, и, боже мой, Врубель, и все-все древнегреческие, древнеримские скульптуры. И даже часть икон, на которых склоняются друг к другу головой святые мужи. «Давид», «Аполлон»?! Нет-нет-нет! Шишкин, Моне и Малевич – да-да-да. Сложно представить, как это будет происходить – как надпишут над дверьми залов музеев «18+», «16+» и «0+», как будут водить исковеркано на экскурсии малышей и подростков, какой шок у них будет, когда им исполнится 18 лет, и они смогут увидеть настоящую правду искусства. А если школьник будет гулять по музею один?! У него что, перед залом паспорт будут спрашивать, словно он покупает сигареты или алкоголь? Какое чувство стыда у него будет возникать при общении с искусством?! Однако вряд ли об этом задумываются чиновники, выдавая свой бред за нравственность. Разве нравственно «насиловать» неокрепшие умы своей необразованностью?!
Тоже самое, по сообщению источников, ожидается и в Петербурге. Эрмитаж и Русский музей в скором времени перейдут на данную систему, и если раньше не хватало и дня, чтобы обойти Эрмитаж так, как следует, то теперь минуя всю «нецензурщину» школьники пробегут «кладезь искусства» за 15 минут и усядутся в буфете. А что тогда говорить про «трехглазых уродов» в Кунсткамере?!
Не нужно быть чрезвычайно образованным, чтоб оценить масштаб трагедии, которая происходит на наших с вами глазах, не с нами, мы уже выросли, мы уже все видели, все читали, и нам все можно, а с нашими детьми – которые вырастут без «Ну, погоди!» но с 2Х2, без Вермеера и Ренуара с Рембрандтом, но зато в их жизни будет «Крестьянка и рабочий», у них не будет Набокова, но будут карманные книги с дешевой беллетристикой, они не увидят Стэнли Кубрика и не услышат Чайковского, если уж на то пошло, и ведь когда-то они тоже вырастут – простят ли или отомстят? Маятник, как известно, качнется в другую сторону, и неизвестно как круто повернется жизнь в дремучей стране под названием Россия, которую «аршином не измерить», в которую «можно только верить», верить в мудрость, бороться с дураками и дорогами, а главное – быть самим собой.