Монахи, которые проходят сквозь стены
Конец августа этого года для буддистов Тувы стал знаменательным временем, которого все ждали очень долго. 24 августа в республику прибыла делегация из индийского монастыря Дрепунг Гоманг.
Монастырь Дрепунг Гоманг в Лхасе, Тибет. |
В течение двух недель ламы этого буддистского центра проедут по всей Туве. Они будут общаться с верующими и совершать религиозные обряды. Затем монахи отправятся к буддистам Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края. Миссия Дрепунг Гоманга завершится в ноябре этого года в буддийской общине Москвы.
Монастырь Дрепунг Гоманг сейчас располагается в южной Индии. Изначально его родина — Тибет. Согласно сохранившимся сведениям, монастырь был основан в XV веке, в 1416 году.
Интересна легенда об основании Дрепунг Гоманга. Однажды наставник — лама Цонкапа — передал своему ученику Джамьяну Чойдже белую раковину, некогда принадлежавшую самому Будде Шакьямуни, и обязал его построить монастырь, где и будет храниться эта священная реликвия. Как предсказывал сам Лама Цонкапа, этот монастырь должен был стать цитаделью буддийского учения в Тибете. Дабы исполнить волю учителя, Джамьян Чойдже отправился в долгое путешествие, чтобы найти наиболее подходящее место для будущего монастыря. В своем долгом странствии Джамьян Чойдже остановился на ночлег у подножия высокой горы.
Там ему приснился вещий сон, в котором Джамьяну Чойдже было сказано, что, если построить монастырь на вершине этой горы, то он прославится своими великими учеными и большой общиной монахов. Однако они будут страдать от недостатка средств и будут вынуждены нищенствовать. Если же построить монастырь у подножья этой горы, то монашеская община будет жить в полном достатке, но в ней будет очень мало истинно мудрых монахов. Проснувшись, Джамьян Чойдже принял решение строить монастырь на этой горе — в самой ее середине. Так появился великий монастырь Дрепунг, который со временем стал самым большим монастырем в Тибете, служившим домом 7700 монахам. Дрепунг обрел статус "чоде", что в переводе с тибетского означает "Великая цитадель Учения".
В 1955 в силу известных исторических обстоятельств монастырь был закрыт. Монахи Дрепунг Гомонга были подвергнуты репрессиям: арестам и публичным казням. Пятидесяти монахам удалось скрыться из Тибета. Они последовали за Далай-ламой в дикие джунгли Индии. Благодаря подддержке местных властей, буддийское духовенство получило землю под новую обитель. К концу 80 — х годов в Дрепунг Гомонге, построенном в джунглях юга Индии, проживало и обучалось свыше трехсот монахов.
Пандито Хамбо Лама, глава традиционной буддийской сангхи России сказал "Правде.Ру": "Дрепунг Гомонг для буддистов России значит очень многое. Это не только святыня, не только монастырь, это центр буддийского духовного просвещения. Многие российские ламы учились в стенах этого монастыря".
В составе делегации, прибывшей в этом году в Россию 8 монахов. Возглавляет буддистскую миссию Отог Ринпоче Тензин Дамчой, ученый монах, доктор буддистской философии и медицины.
Первый визит ламы Отога Ринпоче в Россию состоялся в 2009 году, в составе делегации того же монастыря Дрепунг Гоманг. Маршрут миссии пролег по многим регионам России. В самом начале монахи посетили Бурятию, потом Туву и Калмыкию. Завершилось путешествие в буддистских общинах Москвы и Санкт — Петербурга. Ламы читали лекции, общались с верующими и совершали ритуалы, важные для буддистов.
Монастырь Дрепунг Гоманг в Лхасе, Тибет. |
Слово "гоманг" в переводе с тибетского означает "множество дверей". Согласно легенде, ламы из Дрепунг Гоманг могли пройти через любые стены. Не известно, насколько правдива легенда, но в обычной жизни буддийские монахи предпочитают ходить через дверь. Обходится без чудес и монашеское обшение с буддистами — мирянами.
Монашеская буддийская миссия неизменна каждый год, как неизменно учение самого Будды Шакьямуни. Один из важных пунктов буддийской миссии в этом году — пуджа Ямантаки, жертва бодхисаттве Манджушри.
Что это за ритуал? В ритуальной последовательности он идет вслед за сооружением и разрушением мандалы Ямантаки." "Ритуалы, связанные с песочной мандалой, имеют особое значение и особую силу. Мандала из цветного песка относится к высшей тантрической практике, анутара-йогатантре.Поэтому допускать какие -то ошибки довольно опасно". Так сказал журналистам один из монахов — делегатов, Гьюдмед Туптен Церинг. Каждый человек, даже лама, склонен ошибаться. Поэтому буддисты проводят обряд огненной пуджи.
Отог Ринпоче всвое время объяснил, почему буддисты строят мандалы. "Мандала — это дворец. И в нем пребывают божества. Это сходно тому, что у нас есть тело как основа, в котором находится сознание. Возведение мандал применялось для медитативной практики на пути к просветлению. Но в современном мире немного людей, которые практикуют этот метод".
В тибетском буддизме существует четыре вида мандал. "Их возводят из песка, рисуют на ткани, есть трехмерные мандалы и мандала, которую мы создаем в своем сознании. Если люди обходят дворец божества с искренним желанием практиковать Учение Будды, то это обязательно оставит благие отпечатки в уме, и в будущей жизни они непременно встретятся с Учением", — рассказал геше Отог Ринпоче корреспонденту журнала "Буддизм в России".
Из чего состоит огненная пуджа высшей тантры тибетского буддизма? По словам монахов, во время этого ритуала совершают два подношения. Одно — непросветленному божеству огня, второе — просветленному Ямантаке.
Ямантака — это гневное проявление бодхисаттвы Манджушри. Просветленный Манджушри принимает столь грозную форму, чтобы победить Яму, божество смерти. Поскольку Манджушри — это бодхисаттва мудрости, убийство Ямы трактуется как победа мудрости над смертью, как достижение освобождения, разрывающего цепь перевоплощений. Как известно многим, освобождение от цепи перевоплощений (мокша) является освобождением от страданий, которые нам приносит материальный мир. Это понятие индуистской философии, когда попало на буддийскую почву, трансформировалось в понятие нирваны.
Вернемся к огненной пудже. Во время ритуала ламы совершается 12 подношений. Каждая из двенадцати субстанций, которые ламы подносят мирскому божеству огня и просветленному Ямантаке, имеет свое назначение. Маленькие веточки дерева сжигают для того, чтобы появились мощь и великолепие. Топленое масло — для обретения богатства, кунжут -для очищения от недобродетели. Траву рампа предают огню — для удлинения жизни, а рис — для увеличения заслуг. Траву куша подносят для очищения от загрязнений, которые порой выражаются в дурных снах, и прекращения вредоносных влияний извне. Ячмень — для приумножения урожая, а пшеницу — для избавления от болезней.
На ритуал огненной пуджи, как правило, приходит много верующих Они приносят с собой листки бумаги, на которых записаны имена их умерших родственников и друзей. Когда ламы бросают эти листы в огонь вместе с черными зернами кунжута, в этот момент, согласно представлениям буддистов, сгорает негативная карма умерших, которую они накопили в прошлых жизнях. Благодаря этому, их перерождения, будь то грядущие или те, которые они уже приняли на момент проведения ритуала, будут более благоприятными.
Кроме того, огненная пуджа позволяет уменьшить негативную карму тех, кто участвует в ритуале. Если человек присутствует на огненной пудже и возносит молитву Ямантаке, то бодхисаттава лучами своего сострадания устраняет проблемы и исполняет желания. Таким образом, у верующего накапливается положительная карма и появляется возможность достичь состояния Будды в будущем.
В Тибете до сих пор считают, что дым от костра пуджи полезен для здоровья. Дым от костра, где ламы сжигают 12 подношений божествам, лечит простудные заболевания и болезни печени и почек. Верующие наполняют легкие дымом, обходя ритуальный костер по часовой стрелке.
Буддисты также верят, что если принести на пуджу Ямантаки рис или топленое масло и попросить ламу это сжечь, то можно достичь связи с просветленным бодхисаттвой. В этом случае у буддиста вырастет положительная карма.
Кроме ритуалов и лекций, буддисты России ждут встречи с ламами, как со старыми друзьями. Монастырский комплекс Дрепунг Гоманг известен тем, что на протяжении столетий в нем обучались монахи из Калмыкии, Монголии, Бурятии. Некоторые из них становились настоятелями этого монастыря. Так настоятелем Дрепунг Гоманга был калмыцкий лама геше Нгаванг Лобсан. Настоятелем тантрического монастыря Дрепунг Нгагпа был Зайа-пандита, тоже уроженец Калмыкии. Кроме того, в этом монастыре обучались Боован Бадма, Шарап Тепкин, Тюгмюд Гавджи, геше Вангьял, геше Йемпель и многие другие ламы, с именами которых связано развитие буддизма в Калмыкии, Бурятии и Туве.
Сейчас в Дрепунг Гоманге обучается 90 российских граждан. Если судить по тому, как встречают лам Гоманга в России, то эта цифра будет только расти.