Первый Спас
В православной традиции 14 августа отмечали Первый (Медовый, Маковый или Мокрый) Спас, называемый также Происхожденьевым днем (праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня). Кроме того, день этот посвящался памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова.
Праздник Происхождения (изнесения) древ Креста Господня был установлен в Константинополе не позже IX в. и состоял в вынесении из императорского дворца в храм Софии сохранившейся части Животворящего Древа, найденной в Иерусалиме святой Еленой, матерью императора Константина. Праздник сопровождался водоосвящением. В течение двух недель (до праздника Успения Богородицы) святыню с крестным ходом носили по городу, служа при этом литии для освящения мест и отвращения болезней. От этого «исхождения» и произошло название праздника, но на Руси оно было искажено из-за неточного перевода с греческого. Русская церковь стала отмечать этот день торжественной службой Всемилостивому Спасу и Кресту, а на рубеже XIV-XV веков в прологах появилось сказание об утверждении этого празднества, согласно которому празднование было установлено в память знамений от трех святынь – Креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса. Знамения эти произошли во время победы византийского императора Мануила над сарацинами, а также русского благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году: «противники были побеждены и обратились в бегство, а от святых икон, находившихся среди войск, исходили лучи, осенявшие полки… в честь чего и был установлен праздник». В настоящее время 14 августа совершается вынос креста на середину храма и поклонение ему, а после литургии – крестный ход на воду.
Крестные ходы для водоосвящения происходили с особой торжественностью. В Москве, например, в них принимал участие сам царь, а «иордань» на Москве-реке украшалась сенью на четырех столбах с карнизом, увенчанной золотым крестом и покрытой росписями. После погружения креста в воду и чтения молитв государь с боярами опускался в «иордань», а затем принимал благословение патриарха. Духовенство кропило освященной водой войска и знамена. Святая вода разливалась в это время всем желающим, а после водоосвящения начинались народные гулянья.
В деревнях, разумеется, Происхожденьев день отмечали намного скромнее, но и там устраивалось торжественное вынесение креста и крестные ходы к рекам и источникам. Из-за этого обычая праздник называли в народе Мокрым Спасом или Спасом-на-воде. После освящения воды у крестьян принято было купаться в реках (нередко – прямо в одежде) для защиты от болезней, порчи и пр., а также для очищения от грехов: «На Спаса в ердани купаться – незамоленные грехи простятся». Купали и маленьких детей, и даже скот: пастухи специально пригоняли коров и лошадей с пастбища и после водосвятия загоняли в реку, либо подводили к священнику для окропления святой водой, чтобы защитить животных от болезней, ведьм и т.п. При этом купание во время водосвятия считалось последним (как для людей, так и для скота), так как вода в это время уже холодна; в Нерехте об этом говорили: «На Первый Спас олень лапу обмочил», «В первый Спас, что на воде, олень обмакивает в воду копыто, а во второй Спас, что на горе, обмакивает хвост (т.е. вода становится ледяной)».
Вообще, Первый Спас в народе считался уже «концом лета», одним из тех дней, когда солнце «поворачивает на зиму». Повсюду считалось, что после него начинает быстро холодать («Пришел Первый Спас – держи шубу про запас»), хотя случаются в это время и теплые, даже жаркие дни («У Первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро»). Собираются в отлет ласточки и стрижи («Ласточки три раза отлетают, в три Спаса»), уносят с собой лето и тепло.
На Первый Спас пчеловоды непременно «заламывали соты», отчего этот праздник именовали в народе Медовым или Пчелиным. Считалось, что после этого дня пчелы «перестают носить медовую взятку». Свежий мед освящали в церкви, причем часть сот оставляли в пользу священника и «на помин родителей», толику уделяли нищим и вообще угощали односельчан, особенно детишек. Из нового меда готовили разные лакомства: варили квасы, стряпали пироги, а в старину еще и пекли на первом меду и из первой ржаной муки огромный пряник.
В народе говорили: «Спас – всему час», т.е. все созревает и поспевает. В тех местах, где к Спасу заканчивали основную уборку урожая, освящали в церкви и выставляли на стол «всякого рода семена и разного рода овощи в цветах и корне». Иконы украшали колосьями первого хлеба, а еще из этих колосьев сплетали венки, освящали их и сохраняли до нового сева. На Украине начинали собирать мак и готовили с ним к празднику разные блюда (например, маканцы, мачники - постные пироги и рулеты с маком и мёдом; или блины с маково-медовой массой - маковым молочком). Со Спаса во многих районах начиналась заготовка лесных ягод (малины, черемухи и др.); в Сибири с этого срока начинали «шишковать», брать кедровый орех. Со Спаса начинали готовиться к обмолоту хлеба: «Пришел Первый Спас – готовь гумна и овины».
Русские крестьяне говорили: «Во что Маковины, в то и разговины»; т.е. какая погода будет в Спасов день, такую следует ожидать и на Успенье (15 августа ст.ст.).