Аршанский Отшельник
Когда Он приезжает в Иркутск, то, обычно, никогда не предупреждает о своём визите заранее… Раздаётся стук в дверь – и в следующее мгновение я вижу Леонида на пороге своей квартиры… Познакомились мы давно, очень давно – но до сих пор я не могу привыкнуть к его неожиданным визитам.
Вот, Он возник на пороге – старец, не имеющий возраста, человек энциклопедического уровня познаний и эрудиции, философ, с которым очень трудно дискутировать – принёс в подарок благовония и Саган-Дали – это такая ароматическая травяная добавка к чаю – и вот, мы сидим, о Вечном рассуждаем… А нынче – Он вдруг спросил меня: “ - А в гости ко мне не хочешь? О Вере и Религии уместнее разговаривать на природе, под соснами – вот, и приезжай в Аршан… В отдельную избушку поселю…”.
Я поехал…
“…СОЛНЫШКО НА ПОЛОТЕНЦЕ”
Он – зовут его Леонид, а фамилия его – Махов – уже четвёртый десяток лет живёт в посёлке Аршан, что в Бурятии, в Тункинской долине. Биолог и эколог, он больше похож на среднеазиатского дервиша, или на православных святых – Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Хотя, Леонид не кормит с ладони хлебом медведя – ну, что поделаешь, не забредают миши к его избушке, - но я не удивился бы, увидев его, кормящего хлебом с ладони даже тигра… Да, ладно.
Леонид Алексеевич Махов. Или, как я представил его – “Аршанский отшельник” - родился на восьмой день совецко-нацистской войны 1941-1945 г.г.. И на оккупированной территории, в Черниговской области тогдашнего СССР. В семье он был самым младшим, четвёртым, ребёнком – рядом были мама, братья и сестра, а в доме, где жила семья, поселились немецкие офицеры. Леонид вспоминает, что “под немцем” жилось относительно спокойно – в их районе не было партизан, поэтому гитлеровцы не зверствовали, не расстреливали заложников, так как в этом не было смысла. Причём, непрошенные “квартиранты” прекрасно знали, что глава семьи – отец Лёни, его братьев и сестры – офицер совецкой армии, и сражается против германских войск.
Над эпизодом этим, конечно, можно смеяться, но однажды трёхлетний Лёня одержал сокрушительную победу над немецким полковником, который жил в их доме. Вот, как это случилось. Заметив однажды на куртке “квартиранта” очень знакомый символ – свастику - маленький Леонид попросил полковника, говорящего, к тому же, по русски, объяснить, что это такое… Как ни пытался полковник растолковать малышу символ свастики, для него это кончилось полным фиаско: взяв в ладошку вышитую на груди немца эмблему, четырёхгодовалый Леонид заявил офицеру: “Дуак.. Этож солнушка! Мама такие на полотенца вышивает! Ну, дуак…”. Откуда же было знать полковнику Вермахта, что в России знак Солнцеворота (свастики) был тогда известен каждому ребёнку по вышивке на домотканом полотенце?...
Когда отец вернулся с войны, Леониду уже шёл пятый год, а “глупые квартиранты” уже отбыли восвояси, за Рейн. Но пощёчина оскорблённого за “дуака” немецкого полковника, которую он влепил малышу, слишком дорого обошлась Леониду – едва запнувшись и упав, мальчик терял память о том, что происходило с ним в течение последних недель…
“ПРОШЛАЯ ЖИЗНЬ”
“ -До сих пор бывает, что ничего не могу вспомнить – что со мной было вчера, позавчера, три месяца назад, - жалуется Леонид, - но, видно, такова Карма…”. Аршанский отшельник Леонид Махов уверен – ничего в этом мире не происходит спонтанно – всё подчинено законам Высшего Бытия. Когда-то, ещё совсем зелёным юношей, Леонид очень увлёкся индуизмом и буддизмом – в семье выписывали “толстые” журналы, в том числе, и “Вокруг Света”. Спасибо родителям и редколлегии – для себя Леонид окончательно определился и с выбором профессии, и с путеводной звездою, которая светит ему всю жизнь. Дорогой Читатель, если Вам уже за 60 – объясните Вашему молодому другу, что 60-е годы ХХ века были эпохой не только “оттепели” и размораживания “железного занавеса”, но и той самой “эрой милосердия” которую предсказывал один из персонажей Вайнеров…
Леонид заканчивает Санкт-Петербургский (тогда ещё – "ленинградский") Университет, и становится биологом. Не просто биологом – экологом, специалистом, которых в то время на территории СССР едва, можно было насчитать сотню человек… А круг общения среди старой – ещё дореволюционной – питерской научной элиты, питает юношу мечтами о той самой прекрасной и загадочной стране, Индии.
Закончив Университет, Леонид начинает самостоятельную жизнь – работает в самых разных заповедниках на территории СССР. Он никогда не расскажет об этом, но – в то время, когда его ровесники и коллеги любили “побродить с ружьишком”, Леонид никогда не позволил себе лишить жизни живую тварь…
Это позже он прочтёт слова мудрого Цзе Ша Инга: “Своей жизнью живут как одушевлённые, так и неодушевлённые. И все формы жизни равны”.
ИНИЦИАЦИЯ
Мы сидим под соснами, на веранде совершенно крошечной избушки Леонида, и я пытаюсь понять, почему на мой вопрос об “аршанском отшельнике”, некоторые местные жители, едва ли, не отскакивали в сторону, зато другие, улыбаясь, предлагали сопроводить меня до места, где живёт “святой человек”…
- Когда я переселился сюда, я надеялся, что буду жить совершенно незаметно, - рассказывает Леонид, - для этого и поселился в избушке, подальше от посторонних глаз… Но местные жители, видимо, прознали о моих практиках – вот и придумывают, непонятно что… В Аршане я живу уже четвёртый десяток лет, и совершенно неожиданно для себя – даже, вопреки своей воле – превратился в местную достопримечательность… Меня даже побаиваются – считают, что встреча со мною приносит либо счастье, либо – наоборот, неудачу…
Это – не бахвальство. Когда здешние жители, бойко торгующие сувенирами на берегу Кынгырги, интересовались, где и у кого я остановился, а заслышав мой ответ, либо улыбались, говоря, что “всё будет хорошо”, либо качали головой, и спрашивали, не боюсь ли я “жить у шамана”… За годы жизни здесь, мой герой превратился в местную достопримечательность – достаточно сказать, что именно он готовит из трав специальные благовония для местного дацана. Кстати, и сбор трав делает он же…
- Начиналось всё в Средней Азии, в городе Душанбе, а потом – в Ташкенте, - говоря о прошлом, Леонид понижает голос – в узбекскую столицу была эвакуирована часть научных фондов библиотеки ЛГУ – в аккурат, книги по востоковедению… Самое ужасное – местные библиотекари сами не знали, что за книги прибыли на их полки. Ну, а я – молодой научный сотрудник – имел, как сейчас говорят, “безлимитный” доступ к библиотечным фондам, мог совершенствовать свои знания… И, знаешь, - тут мой vis-a-vis лукаво прищурился, - однажды я едва не ушёл в Индию, на родину Будды. Я понял, что обязательно должен побывать там, и пошёл через горы… И вдруг, над вершиной горы Гиндукуш взошла звезда… Огромная, мохнатая звезда – она, словно, говорила мне: “ -Оставь в покое государственную границу СССР – рано, или поздно, ты всё равно придешь туда, где тебя ждёт Будда…”. В этот момент я понял – я ещё не готов, я должен многое изучить здесь – но инициация уже состоялась… Приехав в Бурятию, я к счастью своему, повстречался со старым ламой, который стал моим первым Учителем. А уже в середине 60-х годов принял от него посвящение”.
ДАНДАРОН
Имени этого человека, к сожалению – не знают очень многие буряты. Меж тем, переживший ссылку бурятский учёный, национальный и религиозный деятель, наследный принц Киженгинского Королевства Бидия Дандарон – последний ученик арестованного в1929 году проф. Ф. И. Щербацкого – возродил в ё1960-е годы не только российскую буддологию, но вместе с другим учеником Щербацкого – Семечевым, в 1963 году Бидия Дандарон подготовил к печати уникальнейший русско-тибетский словарь. Казалось бы, за одно это, имя Дандарона должно быть вписано золотыми буквами в скрижали Российской науки, но… Но – “охота на религию” была начата не Сталиным, и не при нём была закончена. А Дандарон - мало того, что практиковал тантрическую йогу и был наследником престола маленького теократического королевства Кодунай Эрхидж Балгасан, возникшего после переворота 1917 года на востоке Бурятии – так ещё и собрал вокруг себя учеников, которым передавал сакральное Учение... Расказывают, что когда князь Дандарон со своими учениками шёл по улицам Улан-Удэ, местные жители кланялись ему в пояс или вставали перед ним на колени - а иные и убегали прочь, испытывая священный трепет...
Дандарон не скрывал своего отношения к существовавшей власти - и прекрасно знал о том, что КГБ пристально следит за ним. Как знал и то, что среди его учеников есть внедрённый сексот... В 1974 году он был арестован, и уже на следующий год был убит ссученными зэками в Выдринском ИТЛ в возрасте 60 лет.
Леонид, познакомившийся с Учителем Дандароном в 1971 году, и уже сразу же получил от него посвящение в Учение Тантры ( Ваджраяна). Почему из большого числа учеников Бидия Дандарон выделил именно его, так навсегда и останется тайной. Когда КГБ арестовал любимого Учителя, Леонид находился в командировке на Кавказе – здесь он и услышал об аресте Дандарона по “Голосу Америки”. Тогда же советские спецслужбы объявили настоящую охоту на учеников Гуру - Леонида спасло только то, что на Кавказе буддистов даже не думали искать… Как он скрывался от Госбезопасности, Леонид не помнит – “выручает” всё та же амнезия, которая делит его жизнь на отрезки… Рассказывая мне об этом, Леонид делал мне массаж, спасая от радикулита – а воспоминания свои, время от времени, прерывал – словно извинялся: “Вот этого – не помню…”, “…не запомнил – провал в памяти…”.
Памир, Алтай, Саяны – где-то здесь, в одном из горных массивов, где пришлось работать смотрителем очередного заповедника, Леонид потерял паспорт. Так до сих пор и живёт – гражданином не Российской Федерации, но Шамбалы. Пенсию, кстати, тоже не получает… Как жил и продолжает жить всё это время – ещё одна его тайна.
На этом месте мне стало страшно. Но, на мой вопрос, Леонид лишь усмехнулся: “ - Приготовлю для дацана благовония – лама мне, конечно, хоть сколько-то заплатит… А был бы у меня паспорт – думаешь, отправился бы я в СОБЕС? Нет, отправился бы в ОВИР – за индийской визой...”.
* * * * *
Когда я гляжу на современных “хиппи” (увы – в кавычках!), мечтающих “рвануть в Гоа”, или, там, в какую-нибудь Христианию – мне становится смешно: во первых, никуда они не “рванут”, а во вторых, ОНО ИМ НАДО? А вот Леониду – на седьмом десятке жизни, на её излёте – ОНО НАДО. Для того, знаете ли, чтобы в одном из монастырей навсегда уйти в Нирвану.
И я – крещённый по Православному обряду, и старающийся бывать в Церкви, хотя бы, раз в неделю – понимаю его. Ибо, религия – не понты, а нечто гораздо, гораздо большее...
P.S. И вот ещё что... Если среди моих друзей или случайных читателей есть буддисты, то - очень прошу: может быть, кто-нибудь из вас сочтёт возможным принять какое-то участие в судьбе Леонида? Трудно, знаете ли, вести жить отшельника, когда тебе уже за 70, а нет ни пенсии, ни сколько-нибудь достойного угла (избушка над Кынгыргой, куда Леонида пустили пожить местные буряты-ламаисты - не в счёт)? Если кто-то готов помочь, то я подскажу, как связаться с Леонидом.