18+

Артур Скальский

©  Ежедневный журнал

Общество Россия

4663

29.03.2010, 10:37

«Процесс»: участники и свидетели

25 марта состоялась церемония открытия выставки «Процесс» — проекта, подготовленного «Ежедневным журналом» на территории дизайн-завода FLACON. В течение полугода «Ежедневный журнал» раз в неделю публиковал комиксы, в которых художник Александр Котляров запечатлевал особенно яркие и безумные ситуации, возникавшие в Хамовническом суде на процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Теперь же куратор Антон Литвин создал на основе этих комиксов зловещее и странное пространство Процесса, наполнив его огромными фигурами и перекрикивающими друг друга голосами.

На открытии побывали политики, правозащитники, адвокаты, искусствоведы и другие небезразличные люди. «Еженедельный журнал» публикует выступления участников проекта и мнения гостей.

Александр Котляров, художник:

Мне представилась возможность в рамках данного проекта решить стилистическую и пластическую задачи. Стилистическую — введя в пространство комикса репортажный жанр. Реальные события, происходящие условно в «реальном времени», впервые становятся сценарной основой комикса. Равно как и комикс впервые становится формой для репортажной журналистики. Пластическая задача вытекает из стилистической: это графические, композиционные и ритмические решения как отдельных блоков общей картинки, так и каждого ряда из четырех картинок; использование характерной жанровой атрибутики, традиционных для жанра ракурсных решений, кадрирования, шаржевой стилистики, графических динамических акцентов; особая работа с цветом — на стыке колористики и семантики. И уж совершенно пластическая задача — это «статическая анимация»: движения, мимика, конфликты персонажей, жесты, ракурсы и даже трансформация некоторых героев в меру их эмоциональной вовлеченности в ситуацию.

Антон Литвин, куратор:

Выставка виделась как проект, вышедший за пределы политического комикса. Очевидно, что проект перерос эти масштабы, что он потенциально гораздо более мощен, ярок и интересен. Площадка, как мне кажется, самая подходящая в Москве для этого проекта, начиная с температуры в помещении (она невысока) и заканчивая устройством самого помещения (один зал с низким потолком, другой — с высоким). Мне советовали сходить в суд, чтобы ощутить атмосферу процесса. Но мне казалось, что куратору правильнее, наоборот, как бы опосредовано участвовать в этой истории через иллюстрации Александра Котлярова — яркие, выразительные и характерные.

Анатолий Голубовский, искусствовед, один из авторов идеи:

Забавно, что открытие выставки совпало с Днем работника культуры. Я считаю, что это хороший подарок работникам культуры. В последнее время они не очень-то занимаются реальной жизнью, а предпочитают заниматься тем, что с реальной жизнью не вполне связано. Эта выставка, конечно, посвящена не только процессу по делу Ходорковского и Лебедева. Мне приходилось бывать на нескольких процессах, которые проходят сейчас, например, на процессе по делу выставки «Запретное искусство-2006», организованной Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. На этих процессах происходит примерно одно и то же. Всему тому, что происходит сегодня в судах, и посвящена эта выставка.

Борис Немцов, «Солидарность»:

Хочу, чтобы эту выставку увидели не только неравнодушные оппозиционеры, правозащитники, журналисты, но и Путин с Медведевым, олигархи, вороватые чиновники, Лужков с Батуриной. Чтобы они понимали, какую нечеловеческую систему они создали и что рано или поздно они сами могут оказаться в этой молотилке. Нашей клептрократии хорошо знакома русская пословица «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», поэтому, думаю, они бы с интересом посмотрели выставку. Выставка мне кажется очень своевременной. Ведь «басманное правосудие» касается не только процесса Ходорковского и Лебедева, а вообще всего, что творится в наших судах. Неплохо было бы, чтобы власть знала, что там творится.

Елена Лукьянова, адвокат Михаила Ходорковского:

То, что художники рисуют этот процесс, важно для всех нас, потому что рисунки будут сохранены и войдут в историю. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы будем студентов юридического факультета учить по каталогу этой выставки, как не надо делать. Он станет своего рода антиучебным пособием. Сотни, тысячи людей совершенно беззащитны перед жесткой правоохранительной системой, перед государственной машиной. Надеемся, что выставка поможет исправить сложившуюся ужасную ситуацию.

Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»:

Бывают моменты, когда смех остается единственным оружием. Наверно, только так можно бороться с тем абсурдом, с той давящей атмосферой, которая заволакивает зал суда. Хотелось бы, чтобы многие смогли посмотреть эту выставку и проникнуться трагикомизмом происходящего. При всем трагизме ситуации очевиден и ее комизм. Неслучайно в зале суда многие не могут сдержать смех, слушая абсурдные заявления, видя презрение к логике, которым насыщены речи прокуроров, глядя на жалкую, раздавленную масштабом происходящего фигурку судьи. Все это в представленных работах проявляется. Но как бы искусно ни был составлен гротеск, те, кто бывает в зале суда довольно часто, знают, что до оригинала он все равно недотягивает.

Владимир Краснов, адвокат Платона Лебедева:

По-моему, это во всех смыслах очень интересная и с большим вкусом сделанная выставка. Помимо таланта художника, очень удачно решен интерьер, о котором можно говорить отдельно как о своеобразной аллегории всего того, в чем мы живем сегодня. Было интересно увидеть и свое собственное изображение.

Евгения Альбац, The New Times:

Я согласна с той мыслью, что об абсурде очень трудно писать. Поэтому и существует абсурдизм как направление искусства. Журналисты испытывают колоссальные трудности, когда им нужно вести репортаж из суда над Ходорковским и Лебедевым. Мы понимаем, что это абсолютно принципиальный процесс. Первый процесс над Ходорковским и Лебедевым привел к фиксированию авторитарного режима в стране. Права частной собственности здесь больше не являются священными, независимого суда больше не существует. Это принципиальные изменения. Совершенно понятно, что если Ходорковский и Лебедев будут осуждены по второму процессу, то это будет означать, что мы в известной мере вернулись к сталинским процессам, когда в основе обвинения лежал абсурд. Их обвиняют в том, что они украли всю нефть, тогда как в первом процессе их обвиняли в том, что они не заплатили налоги с той нефти, которую, согласно обвинению во втором процессе, они украли. Этот абсурд на выставке отражен. Я ходила и внимательно читала тексты, мне было очень интересно даже просто читать, потому что эти тексты сами по себе — классика абсурдизма, какая-то новая реальность. Если бы эта новая реальность не возникала у нас в отечестве, все было бы ничего. Но беда в том, что мы живем внутри этого абсурда, это часть нашей жизни.

Ирина Ясина, экономист:

Нам все кругом говорят, что людям все равно, а кому не все равно и кто помнит, те боятся. Говорят, что процесс Ходорковского и Лебедева — абсолютно маргинальная тема. Может быть, она маргинальна для чиновников, которые хотят, чтобы она оставалась где-то на обочине. Здесь же видно, что эта тема совершенно не маргинальна. Для молодых, креативных, веселых это — самый настоящий мейнстрим, о котором надо думать. Маразм, который на наших глазах происходит, получает ровно то художественное воплощение, какое надо. Мера маразма крепчает, а воплощение становится все более и более классным.

Дмитрий Зимин, Фонд «Династия»:

Начну с критики. Нам заявляют, что это выставка комиксов художника. И нигде не сказано, что эти тексты не придуманные, что они принадлежат не художнику, а участникам процесса. В это трудно поверить, но это реальные фразы! Думаю, что ценность этой выставки с годами будет возрастать невероятно. Это достойный документ, эпохальное событие, которое окрасит всю историю нашего времени.

Андрей Толстой, искусствовед:

Мы присутствуем при очень интересном процессе возрождения русской политической карикатуры, политического рисунка, жанра, которого у нас уже много лет не существует за исключением каких-то редких проявлений на отдельных сайтах. Очень интересны фигуры и силуэты, как будто вырезанные из комиксов. Они сразу приобретают необыкновенно весомую, зубодробительную мощь, которая противоречит изначальной некоторой искусственности, случайности этих образов. Стилистика комикса, казалось бы, эфемерная, вместе с монументальными формами приобретает новые качества. Очень удачно выбрано пространство — как первый зал с фигурами, так и второй, где некоторые персонажи выглядывают с хоров. Прекрасное дизайнерское и архитектурное решение.

Фотографии в тексте — Анастасия Олендская

Фоторепортаж Сергея Лойко


Художник Александр Котляров


Куратор выставки Антон Литвин и генеральный директор "Ежедневного журнала" Ольга Пашкова


Последние штрихи


Выставка открыта


Гарри Каспаров, ОГФ, «Солидарность»


Главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин и Борис Немцов, «Солидарность»

Артур Скальский

©  Ежедневный журнал

Общество Россия

4663

29.03.2010, 10:37

URL: https://m.babr24.net/?ADE=84807

bytes: 10863 / 8941

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Общество" (Россия)

«Бессмертный полк» ко Дню Победы в Иркутской области перенесли в онлайн

В шествии парада Победы на 9 Мая в Иркутске снова не будет «Бессмертного полка». Об этом сообщили в центральном штабе движения.

Источник: Babr24.com.

Общество

Иркутск, Россия

3047

24.04.2024

Инсайд. Мир ждёт радикальная демографическая метаморфоза

Шутки про злых дедушек у власти во всех странах, они серьезнее, чем кажутся. Мир в целом ждёт радикальная демографическая метаморфоза.

Автор: Игорь Димитриев.

Источник: Babr24.com.

Общество, Наука и технологии

Россия, Корея, Китай

5018

05.04.2024

Сенатор от Приангарья Андрей Чернышев принял участие в памятном собрании в посольстве Сербии

В Посольстве Сербии в России состоялось памятное собрание «Простить можем — не забудем никогда!».

За независимость: как красные юрты приучили женщин-кочевниц к самостоятельности

8 марта, в Международный женский день, Бабр расскажет читателям о кочевых красных юртах, которые в свое время стали клубом для поддержки женщин, а ...

Автор: Есения Линней.

Источник: Babr24.com.

Общество, Политика, История

Бурятия, Россия

26924

08.03.2024

Инсайд. Болевой синдром «Почты России»

Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что «Почта России» – один из главных болевых синдромов всех населенных пунктов.

Автор: Кирилл Богданович.

Источник: Babr24.com.

Общество, Скандалы, Экономика и бизнес

Красноярск, Россия

13280

21.02.2024

Леса Монголии под угрозой: выживание в условиях климатических изменений

Экологические исследования на территории Монголии стали тенденцией.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

Общество, Экология

Монголия, Россия

13321

14.02.2024

Девятиклассница из Иркутска вошла в число победителей конкурса рисунка Совета Федерации

В Совете Федерации состоялось награждение победителей третьего этапа Всероссийского конкурса детского рисунка «Жизнь, деленная на граммы», ...

Источник: Babr24.com.

Общество

Россия, Иркутск

1806

12.02.2024

Важная информация для туристов: о работе пограничных переходов Монголии в Цаган Сар

Вся Монголия готовится к Цаган Сару.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

Общество, Туризм

Монголия, Россия, Китай

8129

06.02.2024

Свинина под санкциями: российская продукция на пути в Монголию

В условиях санкций российские производители свинины ищут альтернативные рынки сбыта.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

Общество, Туризм, Экономика и бизнес

Монголия, Россия

19848

17.01.2024

Одному из кораблей Военного-Морского Флота России присвоят имя «Братск»

Крейсеру Военного-Морского Флота Российской Федерации присвоят наименование «Братск».

Источник: Babr24.com.

Общество

Иркутск, Россия

2013

17.01.2024

Блогнот. О яйце и курице

Яйца несут курицы. В стране не хватает не яиц, в России не хватает несушек. Завозить в страну надо цыплят, инкубаторы и т.п.

Автор: Валерий Лужный.

Источник: Babr24.com.

Общество, Политика, Экономика и бизнес

Красноярск, Россия

18576

09.01.2024

Сила паспорта: место Монголии в рейтинге безвизовых отношений

Бабр продолжает рассказывать о различных международных рейтингах и месте Монголии в них.

Автор: Эрнест Баатырев.

Источник: Babr24.com.

Общество, Туризм

Монголия, Россия

7082

08.01.2024