Ни одной летучей мыши!
В музыкальном театре – новая версия знаменитой оперетты Штрауса.
В оперетте «Летучая мышь» в постановке народного артиста РФ Юрия Лаптева, действительно – нет ни одной летучей мыши, как он и обещал. Зато есть зайчики, белочки, кошки, мышки, медведь и даже живая собака. Премьера спектакля в трех действиях состоялась накануне в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Напомним, Юрий Лаптев взял за основу постановки первоисточник – пьесу австрийских либреттистов Карла Хафнера и Рихарда Жене, которая настолько воодушевила Иоганна Штрауса, что он написал оперетту за 43 ночи. Знакомую же советским зрителям интригу с переодеваниями в костюм летучей мыши придумал драматург Николай Эрдман. Однако стихи любимых песен Михаила Вольпина в постановке сохранены.
В оригинале все было немного иначе. В костюм летучей мыши в результате жестокого розыгрыша, придуманного рантье Генрихом Айзенштейном (артист Евгений Алешин), был вынужден в недалеком прошлом облачиться его друг Фальке (Александр Айдаров). Об этом эпизоде лишь упоминается в беседе героев. В результате чего последний стал посмешищем и лишился любимой женщины. Розалинда (в первом составе заслуженная артистка РФ Любовь Полякова) вышла замуж за ветреного Айзенштейна. И спустя несколько лет Фальк решил отомстить, благо подвернулся удобный случай – бал-маскарад у князя Орловского (Арсен Митичашвили), куда он и приглашает всех действующих лиц пьесы его собственного сочинения «Месть летучей мыши». И в том числе Айзенштейна, которому нужно в этот вечер сесть в тюрьму, и директора тюрьмы Франка (заслуженный артист РФ Николай Мальцев), и Розалинду, где каждый должен присутствовать под вымышленным именем.
Далее – все по известной фабуле, за исключением того, что жена Айзенштейна появляется не в костюме летучей мыши, а в образе венгерской графини Жужи. Все отправляются на бал, включая служанку Адель (Светлана Щерботкина), умыкнувшую платье хозяйки. А влюбленный в Розалинду тенор Альфред (заслуженный артист Виктор Лесовой) случайно садиться вместо Айзенштейна в тюрьму. Действие в первом акте развивается динамично и весьма увлекательно. Практически все артисты прекрасно вжились в образы своих героев, а когда они исполняют всеми любимые арии и дуэты, хочется подпевать.
Второе действие разворачивается на балу у князя Орловского. Там-то зритель и увидит зайчиков, белочек, кошечек, мышек и ангелочков. В их роли выступают артисты хора и балета, облаченные, мягко говоря, в весьма пикантные костюмы, созерцание которых, наверное, отвлечет от основного действия не только мужскую часть зрительного зала. Слегка удлиненные корсеты и чулки вместо привычных бальных платьев, можно назвать чрезмерно эротичными. На этом фоне даже появляющиеся в красиво выстроенном финале действия ангелочки – артистки балета, выглядят как оплот целомудрия. Еще один экзотический элемент на балу – медведь князя Орловского, вернее, артист, переодетый в медведя.
Последнее же действие удалось Юрию Лаптеву на славу. Вначале – блестящая комическая сцена с дежурным тюрьмы (народный артист РФ Владимир Яковлев), где артист произносит знаменитый монолог о состояниях алкогольного опьянения. Здесь, кстати, он выступает в необычном качестве – в роли дрессировщика. Компанию на сцене ему составляет настоящая собака, и он отлично справляется с ней, при этом очень убедительно играя «пьяного в зюзю». Песик тоже талантливо подыгрывает артисту, изображая неподдельный интерес к спиртному. А когда к Владимиру Яковлеву присоединяется вернувшийся с бала «под шафэ» директор тюрьмы Николай Мальцев, наблюдать за их дуэтом сплошное удовольствие, ведь в их игре так много удачных комических находок. Заслуживают похвалы и вокальные номера, а также хор и оркестр. Кстати, в финале Владимир Яковлев еще раз меняет профессию, дирижируя музыкантами и аплодисментами в зале прямо из оркестровой ямы.