Деревня непрофессиональных актеров
Шаманка может смело претендовать на звание самого кинематографического села нашей губернии, хотя в деревушке, отрезанной от Большой земли ретивым Иркутом, нет ни одного профессионального актера, режиссера или сценариста.
Тем не менее здесь проходили съемки двух полнометражных художественных лент – "Когда расходится туман" режиссера Юрия Вышинского и "Шаман" французского мастера Барбатоса. Тот и другой максимально задействовали непрофессиональных актеров. Жители Шаманки к своей кинокарьере относятся философски: "Ну, участвовали. Потом смотрели всем селом..." Больше всего актеров от сохи удивляют не собственные лица, промелькнувшие на экране, а трюки монтажеров, мастерство операторов. Говорят, мол, у нас все снимали, но деревня совсем какая-то другая – очень красивая, так и хочется пожить в ней.
Восемьдесят лет, а времени все нет
Прокопий Васильевич Ильин, почитай, более полувека живет в Шаманке. Сюда он перебрался из затопленного Ангарой Бурдугуза. Построил добротный дом, вырастил детей, а теперь и внуков нянчит.
Прокопию Васильевичу уже восемьдесят с лишним, а выглядит бодрячком. Почему восемьдесят с лишним?
Во время нашего общения авторитетный рыбак вдруг заспорил со своей женой Екатериной Кузьминичной, сколько же ему лет – 82 или 83? Ильина ни в коем случае нельзя отнести к категории граждан, которые коптят свой век. Его энергии можно только позавидовать. Судите сами. В восемьдесят лет пенсионер задумал сконструировать трактор, ни больше ни меньше. Говорит, тяжело управляться с огородом. И соорудил ведь, сельхозмашина тарахтит за милый мой.
Прокопию Васильевичу просто некогда сидеть и считать свои года.
– Все чего-то времени не хватает: то одно надо сделать, то другое. Дочка кадушку привезла – дно вывалилось, забор поставить надо, трактор опять же подделать.
Царь-рыба на 20 кило
– Рыба-то в Иркуте осталась или всю уже вытаскали?
– Да есть, но меньше стало. Потому как рыбак избалованный пошел, сетей понаставят и спят на берегу... Я вот к ловле пристрастился еще в Бурдугузе, но только удочкой. Купил лодку. Посидишь, бывало, выходной – ведра два поймаешь. Родителям давали и себе на неделю хватало. А продавать никогда не продавали. Может, у нас кровь такая, нежадная.
– Один раз у него был день рождения, – вступает в разговор Екатерина Кузьминична, жена Прокопия Васильевича, – приходят знакомые, спрашивают: где Прокопий-то? Говорю: уехал на речку, велел тесто на пирог заводить. Вскоре и этот появляется, целую связку тайменей приволок – четыре штуки. Так люди до сих пор вспоминают.
– Скажите, это была самая удачная рыбалка в вашей жизни?
– Да какое там, мелочи все. Самое большое – за вечер и утро 11 штук вытаскивал. Но крупнее 21 килограмма не попадались, чего врать. Специально взвешивали – потянул на 20.500. Просто, когда подтащил тайменя к берегу, мужики стрельнули в него из карабина – пулей и вырвало кусок, ну на полкило, наверное.
Что делал ординарец Чапаева на Иркуте?
Впервые с процессом создания настоящего фильма сибиряки познакомились более тридцати лет назад.
В 1969–1970 годах режиссер Юрий Вышинский задумал снимать в наших краях ленту "Когда расходится туман". Место для съемок выбрал на Иркуте, близ Шаманки.
По сценарию главный герой "Тумана" Петр (актер Кирилл Столяров) работает инспектором рыбнадзора на сибирских реках. Все в его жизни было хорошо, пока на незаконном промысле – добычи рыбы с помощью взрывчатки – не попались высокие начальники. После неприятной встречи инспектора, как и положено, уволили, он стал обыкновенным бакенщиком, но продолжил борьбу с браконьерами, пока последние не попали на скамью подсудимых. Параллельно с производственной в ленте проходит любовная линия.
Сценаристы написали сюжет, где в одном из эпизодов инспектор поймал царь-рыбу, здоровенного тайменя. Постановщики не на шутку задумались: где взять настоящего "царя"? Селедку соленую ведь на крючок не насадишь. Вот тут кто-то из общества охотников и рыболовов сказал Вышинскому об Ильине, про которого ходили на Иркуте чуть ли не легенды.
Само предложение стало для Ильина, тогда простого водителя, полной неожиданностью, но, когда объяснили, что для группы необходимо поймать хорошего тайменя, тут-то Васильич и вошел в свою привычную роль. Что-что, а рыбу его не надо учить ловить.
– Они приехали к нам в организацию, просят поработать в этом ихнем кино. А я что? Одно дело, когда в выходной день для себя спиннинг побросать, другое – поймать специально, – рассказывает Прокопий Васильевич. – К тому же тогда строго с дисциплиной было – попробуй прогуляй работу. Приезжие поговорили с директором, и он меня отпустил ради такого дела. Пообещал проставлять в табеле рабочие дни и платить среднюю зарплату.
Откуда-то с Белой в цистерне киношники привезли рыбу. По сценарию браконьеры глушат рыбу и она всплывает кверху брюхом. Вот заготовили взрывчатку, рванули немного, рыбу снулую высыпали в воду, вот ее водой тащит по перекату, они снимают.
– А зачем, не пойму, тогда таймень нужен был живой?
– А это в другом эпизоде главный герой инспектор (Кирилл Столяров), вроде как сам вытаскивает тайменя. Я долго хохотал, как он изображал борьбу с рыбой. Сам Вышинский просил, чтобы я смотрел и потом оценил, для натуральности. Дак, артист... это... раз пятнадцать пытался изобразить лов, пока не остановил его. Говорю: вот на этот раз вроде подходяще получилось. Ничего, в кино нормально все вышло, как на настоящей рыбалке.
– Сами-то ленту смотрели?
– А как же! Ее же к нам в Дом культуры потом привозили, всей Шаманкой и смотрели. Кино так начинается. За кадром кто-то кричит: "Прокопий, иди корову выгонять!". Интересно – люди узнают родные места, как не посмотреть. Только многие удивлялись, где это у нас озеро, в котором артисты купались. Там у молодого Столярова любов получилась, он на лодке с девушкой по реке катался, потом в озере плавали. Все местные утес на экране узнают, дерево до сих пор стоит, а про озеро никто не знает. Че такое, где же оно? Пришлось объяснить, что это снимали где-то возле Бурдугуза, а потом уже как надо слепили. Кино, одним словом. Все удивлялись, как это ловко так сделали.
– Актеры известные приезжали?
– Тогда их знала вся страна, да и сейчас помнят. Например, Леонид Кмит, сыгравший роль Петьки в фильме "Чапаев"; Людмила Хитяева (в "Поднятой целине", "Тихом Доне", в "Цыгане"); Виктор Авдюшко (в "Молодой гвардии", "Живых и мертвых"), Кирилл Столяров.
– И что, вы самого Леонида Кмита, навсегда оставшегося в народе ординарцем Василия Ивановича Чапаева, Петькой, учили рыбу ловить?
– Нет, тайменя тащил Кирилл Столяров, игравший инспектора, а Кмит исполнял роль хозяина усадьбы. Мне уже потом сказали, что он играл Петьку в фильме "Чапаев". Так-то очень похож. К нам артисты приезжали в 1970 году, а фильм про чапаевцев вышел лет на сорок раньше, поэтому Леонид Кмит был уже пожилым человеком.
– В перерывах между съемками актеры удочкой не баловались?
– Они вообще-то жили в гостинице в Иркутске, а сюда приезжали только снимать дубли. Между съемками отдыхали, нашей природой все любовались. Но с удочками не ходили, навык на Иркуте нужен определенный.
"Шаман" добрался до Шаманки
Второй фильм, в котором жителям Шаманки довелось поучаствовать, в отличие от "Тумана", специально никто в деревню не привозил, на большом экране не показывал. Во-первых, уже сменились времена, во-вторых, у французов (художественный фильм "Шаман" снял французский режиссер Барбатос) так не принято. В-третьих, в работе были задействованы только непрофессиональные актеры. Если всем показывать, ни времени, ни денег не напасешься. А капиталисты умеют считать трудовую копейку.
Кто такой Барбатос
Спросите у любого француза, кто такой Клеман Марти, и мало кто вам сможет ответить на этот вопрос. Но если вы произнесете набор барабанных звуков – Барбатос, – понимающе улыбнется любой.
Клеман Марти – выходец из аристократической семьи, готовился к карьере архитектора. Но неожиданная встреча с цыганами, кочевавшими табором, с шатрами и лошадьми, сломала планы наследного аристократа. В 1984 году он создал свой конный театр, назвал его именем любимого коня – "Зингаро" ("цыган", в переводе с испанского), а себе взял псевдоним Барбатос.
Теперь Барбатоса, который на гастролях со своими питомцами был в России, называют лошадиным королем.
Необыкновенный выдумщик, он привозил из Франции свой уникальный конный театр "Зингаро" – не цирк, а именно театр, где кони работают в классической постановке наравне с людьми. Спектакль "Триптих" на музыку Игоря Стравинского и современного французского композитора Пьера Булеза потряс публику.
Натура для исторических фильмов
В Иркутске, в Шаманке, на Байкале режиссера с необычным именем привлекла прежде всего натура. С одной стороны, у нас великолепная природа, красивейшие места, а с другой – промышленный пейзаж, не изменившийся во многом с 30-х годов. Никаких декораций – ищи актеров, ставь задачу и снимай.
По сценарию события развиваются в жуткие годы сталинских репрессий. Шаман и скрипач Димитрий бегут из ГУЛАГа в тайгу на лошадях. Перед смертью Шаман открывает своему спутнику некую тайну, предсказывает ему страдания и лишения в огромных пространствах тайги, где ни один человек не может выжить в одиночку, но его окружают духи, которые помогут ему выжить. Скрипач доходит до Байкала.
Вот что сказал в одном из своих интервью сам Барбатос: "Шаман" – это прежде всего путешествие внутрь себя". "Я поэт, наездник, и я страстно увлечен своей работой, – признается Бартабас. – Мы потеряли наше чувство человеческих взаимосвязей и контакт с природой. Человек уже не более значим, чем животное или дерево, он всего лишь часть целого. Именно это я хотел показать в "Шамане", где человек обязан своим спасением лошади и тому, что он скрупулезно прислушивается к ритму природы".
Шутки природы
Для съемок одного эпизода – этапирования репрессированных, откуда осужденные начинают побег, француз выбрал площадку под старым Ангарским мостом в Иркутске. Пейзаж 40-х годов лишь подчеркнули дополнительным освещением. "Врагов народа" играли простые иркутяне. За участие в массовке платили хорошие деньги, и от желающих не было отбоя. Единственное, многие не понимали, зачем делать одно и то же по десять раз.
Сибирь не очень вежливо обошлась с французскими кинематографистами. Снимали весной. На несколько дней у нас установилась такая жара, что весь снег сошел. Пришлось нанимать пожарных. Последние щелочной пеной, которой обычно гасят очаги на промышленных объектах, залили съемочную площадку. С виду пена очень похожа на снег, только быстро садится. Так что площадку пришлось заливать несколько раз.
Когда работы были закончены, на сутки в Иркутске зарядила пурга.
Пару-тройку эпизодов Барбатос снял в окрестностях Шаманки. У местных арендовали лошадей.
– Все коней в речке зачем-то купали, туда-сюда загоняли. Вроде как мужик, главный герой, выжил благодаря лошади, – вспоминают жители Шаманки.
Преподаватель Татьяна Анатольевна Татарникова участвовала в съемках одного из эпизодов вместе с классом. Но ни она сама, ни дети не видели готовой ленты, поэтому гадают – вошли в окончательный вариант или нет. Говорят, кассета с "Шаманом" дошла до Шаманки, где и ходит по рукам. Собраться и посмотреть кино всем вместе, как в старые добрые времена, нет технической возможности, да и, наверное, желания.