Британский фотограф Ричард Пейр запечатлел архитектуру русского конструктивизма
Лирические и трагические интонации переплелись на выставке известного британского фотографа Ричарда Пейра "Русский конструктивизм: Провинция". Экспозиция, которую открыл Московский Дом фотографии, посвящена блистательной странице в истории русского и советского зодчества: о кратком взлете новаторской архитектуры в СССР мир не забыл по сей день.
На протяжении всего 20-го века Запад восхищался русским авангардом, взяв на вооружение и выросший из него стиль конструктивизма в архитектуре. Не меньше, чем картины Шагала или Малевича, завораживают идеи конструктивистов-градостроителей - Татлина, Мельникова, Руднева, братьев Весниных, Чернихова, их собратьев по цеху. По фантазиям-эскизам "бумажного" архитектора Ивана Леонидова была фактически выстроена в 60-е годы новая столица Бразилии, но похвалы за урбанистически дерзкий проект города снискал Оскар Нимейер.
Однако если во Франции творения Ле Корбюзье, а в США - Франка Ллойда Райта хранят как национальное достояние, то в СССР-СНГ про их аналоги быстро забыли. Ветшают здания-шедевры, возведенные в 20-30-е годы в Москве, Киеве, Ленинграде, Горьком, Минске, Баку. От объектива Пейра не укрылись ни пыль в заводских цехах, ни трещины в стенах былых "дворцов победившего пролетариата" на всем пространстве бывшего СССР. Запечатлено многое - Клуб им.Русакова и ДК "Каучук", Дом на набережной в Москве, здания почтамта и Госпрома в Харькове, ДК им.Горького и жилой дом на Карповке в Питере. Искренне восхищен фотограф строгой геометрией их пространства, рациональной красотой линий, смелостью зодчих. Снимая крышу кинотеатра "Ударник" - застывшую бетонную улитку над старым Замоскворечьем - или лаконичные корпуса питерской фабрики "Красное знамя", замысловатые лестницы столичного ДК им.Зуева или санаторий в Крыму, Пейр призывает задуматься о подлинной ценности строений, столь привычных для россиян.
Сейчас фотохудожник изучает архитектурное наследие русского авангарда, готовит к печати книгу о советском модернизме.