Утомительный цинизм
Минусинский драмтеатр начал гастроли в Иркутске спектаклем "Циники" по роману Анатолия Мариенгофа Лариса Токранова На всероссийском фестивале "Золотая маска" минусинская версия "Циников" удостоилась специального приза авторитетного жюри. Роман инсценировал режиссер Алексей Песегов, возглавляющий Минусинский драматический театр. История любви рассказывается в спектакле неторопливо, с расстановками. Избранная режиссером интонация — горькая философская исповедь. Самый простой для сценического воплощения прием: дать слово рассказчику. Незатейливость и наглядность поначалу возмутили зрителей, но весь дальнейший ход спектакля убедил, что режиссерская тактика — самая верная. Перипетии трудной любви излагает герой постановки Владимир Васильевич (Александр Зыков). Между спокойной мелодией рассказа и нервными звуками прошлой жизни есть ощутимый контраст — прожитое воскресает и трагедией, и счастьем, по которому тоскует настрадавшийся герой. Возлюбленная Владимира Ольга становится любовницей его брата, а затем и других людей. Спектакль категорично следует роману: вспоминая молодость, герой с высоты уже прожитых лет не просто рассказывает о любви к женщине, но и оправдывает свое безрассудство, объясняя то, что заставляло его когда-то страдать и радоваться. Он как будто доказывает нам: не были они циниками, это время — голодная, злая эпоха первых лет революции замораживали человеческие души. Жизнь и любовь героев, смерть Ольги в финале спектакля — все призвано растопить цинизм времени. Роль рассказчика играет Александр Зыков. Сам он из Черемхово, но работает в Минусинском театре с 1997 года. У него актерская семья: и жена, и дети заняты почти во всех спектаклях театра. Мы видели семью Зыковых в "Песне о Бумбараше" и "Хозяйке гостиницы". В "Циниках", кроме Александра Зыкова, заняты и другие наши земляки: роль молодого Владимира исполняет Михаил Воронцов, Гогу играет Роман Пылаев, они оба из Ангарска. Спектакль почти лишен удали, свойственной гастрольным постановкам — заметно, что театр работает на "своего" зрителя, отчасти патриархального, который приходит посмотреть длинную житейскую историю. Роман о революции, казалось бы, требует совершенно иного ритма, исключающего размеренность событий. Иногда даже кажется, что паузы расставлены так, что можно закрыть глаза, открыть их, и действие начнется вновь. "Циники" из тех постановок, которые сначала расслабляют зрителя, а потом как-то незаметно затягивают, подчиняя себе. Мы словно свыкаемся с героями и привязываемся к ним. Актриса Оксана Бобровская (Ольга) держит выбранную интонацию в течение всего спектакля. Беспристрастная, безжизненная, она говорит с огромными паузами, насмешками, которые не веселят, но ранят чувствительного Владимира. В ее цинизме — защита оскорбленного достоинства, искусство выживания. Замороженная игра актрисы даже несколько раздражает, хотя понятно, что это — маска, требующая огромных усилий. Наверное, в этой замороженности и есть режиссерский замысел, но уж слишком она утомительна для аудитории