Поп-журналистика
Неделя Уорхола в Москве представила самые разные грани творчества признанного мэтра поп-арта - от шелкографии до кино. Выставка обложек журнала Interview в бутике James - самая неожиданная его часть. Конечно, зная круг интересов Уорхола, не очень удивишься тому, что в него входила и модная журналистика - хотя бы потому, что она имеет отношение к поп-культуре. Но то, что Уорхол был издателем и основателем одного из крупных журналов, заслуживает отдельного внимания. Уорхол создал Interview на волне "глянцевого" бума - в 1969 году. В ту пору толстые журналы с ликами поп-идолов на обложках были еще свежим явлением, едва выделившимся из общей массы "журналов мод". "Глянцевый" жанр еще не сложился, издатели и редакторы экспериментировали. Уорхол пришел на рынок со своим рецептом успеха, основанном на совпадении художественных поисков с пристрастиями "массового читателя": в центре внимания оказалась "пена" поп-культуры. Концепция журнала проста: если аудиторию привлекают поп-звезды, а журналисты нужны лишь как посредники, то роль журналистов нужно свести к минимуму, а их первичные обязанности возложить на самих звезд. Первоначально издание Уорхола называлось Inter/View (что буквально означает "Между мнениями"), и его главным жанром были интервью, которые одни звезды брали у других. Все прочие заметки писались в близком "массам" бульварном стиле, а обложка, на потребу публике, делалась не "глянцевой", а "матовой" - как у тонких журналов 50-х годов. Такой формат позволял Уорхолу экспериментировать с фотографией: лица знаменитостей подкрашивались, ретушировались, и в конечном счете изображение на обложке больше напоминало портрет, нежели фотографию. Получался своего рода художественный объект, которому удавалось завоевать не только околохудожественную публику, но и самого "массового читателя". Уорхол продал журнал в середине 70-х. С тех пор интервью звезды со звездой перестало быть фирменным жанром, перекочевав в другие издания. Сейчас это отличительная черта журнала Arena. Обложки Interview и по сей день не "глянцевые", а "матовые", но и это уже не уникально - такие же, к примеру, у журнала Max. Можно сказать, что поп-мастер не просто "разогнал" свой журнал до статуса ведущего (каковым Interview остается и по сей день), но и придумал несколько журналистских жанров, ставших популярными настолько, что в связи с ними лейбл "Энди Уорхол" уже мало кто вспоминает.