Разрисованная музыка
Восьмой по счету фестиваль современной музыки "Московский форум" начался с аншлага. Далекая от развлекательности программа и пятичасовой нон-стоп не отпугнули слушателей, засидевшихся в Рахманиновском зале Консерватории до полуночи. Подобная ситуация не может не радовать. Начавшись несколько лет назад с почти безнадежного существования среди пустынных рядов консерваторских кресел, фестиваль сумел-таки найти и свою публику, и стиль общения с нею. Своей атмосферой - раскованной и открытой - он уже вполне напоминает западные прототипы, в основной своей массе вовсе не являющиеся резервацией для угрюмого и стерильного авангарда. Участники фестиваля становятся все неожиданнее. Темы - острее и концептуальнее (в первые годы существования фестиваль попросту занимался ликбезом, посвящая свои программы обзорам современной музыкальной культуры той или иной страны). Нынешний "Форум" носит завлекательный подзаголовок - "Авангард на пересечении этно и техно". В ходе фестиваля, который продлится до конца недели, мультимедийным проектам "Термен-центра" предстоит повстречаться с ансамблем Покровского и японскими традиционными инструментами. И ничего удивительного в том нет. Ни для кого не секрет, что такие экзотические и далекие друг от друга сферы, как фольклор и компьютерные технологии, вошли в современную культуру рука об руку и на равнодушного и утомленного слушателя оказывают практически одинаковое и исключительно благотворное воздействие. Расширяя круг потенциальных потребителей своей продукции, фестиваль волей-неволей сближается с недавними оппонентами, ориентированными на значительно более радикальные и неакадемичные явления - с такими, к примеру, как "Альтернатива". Но превратиться в дубликат "Альтернативы" "Московскому форуму" явно не грозит. Хотя бы потому, что одно дело слушать музыку, серьезно сидя в концертных креслах, и совсем другое - расслабленно запивая ее "домовским" пивком. Именно это и пытались доказать авторы интерактивного представления, послужившего на открытии форума основной приманкой для фестивальной публики и оказавшегося зрелищем, гораздо более привычным для площадки центра "Дом". Попутно воздав должное усердию консерваторского ансамбля "Студия новой музыки" и увлеченности струнного "Данель-квартета" из Бельгии (выступления этого замечательного ансамбля заканчиваются на форуме сегодня вечером), пришедшие с головой погрузились в пучину новейших компьютерных технологий, которые демонстрировала питомица "Термен-центра" Ольга Кумегер. Метод разрисовывания музыки (для консерваторского фестиваля была выбрана электронная версия знаменитых "Гимнов" Карлхайнца Штокхаузена, 1966-1967) придумала она сама и собирается его запатентовать. Под правой рукой - мышка-карандаш, под левой - сканер, посередине - ноутбук, все происходящее в котором проецируется на стену, на танцоров, на специальную пластику хореографа Елены Морозовой и на инопланетные к! остюмы дизайнера Лены Полосатой Басовой (именно так она зовется в модных молодежных кругах). Свою компьютерную графику Кумегер рисует, как ребенок, под музыку в режиме онлайн. Курсор бежит по телу танцовщицы, закрашивает ее лицо, яркой краской заполняет ее мудреные одежды. Очень похоже на граффити, только для того, чтобы их смыть, не нужно швабры с тряпкой - достаточно мышки-ластика. Разрисовывание музыки выглядит необычайно эффектно, привлекает наглядностью и доходчивостью. В случае со Штокхаузеном - это совсем немаловажно. Огромное, эпохальное, загадочное и, скажем прямо, чрезвычайно утомительное сочинение одного из лидеров послевоенного авангарда приобретает дополнительный объем и дополнительный визуальный уровень восприятия. Слушателям подобная театрализация сложной партитуры приятна. А сам автор, синтезировавший в своем манифесте новой мистериальности гимны многих стран (в том числе и советский), а кроме того, звуки толпы, разговоров, разнонационального фольклора, радиопередач и много чего еще, тоже не должен быть против.