Бывший монах Филарет (Денисенко) схвачен за руку при нарушении восьмой заповеди
В февральском выпуске украинской газеты "Голос православия" увидела свет объемистая декларация под многообещающим названием "Церковь и мир на пороге III тысячелетия".
Обнародование этого текста можно было бы расценить как выдающееся событие, ибо до сего момента в православном мире лишь Русская Церковь располагала собственной социальной концепцией - фундаментальным богословским и мировоззренческим документом, дающим на основе Священного Писания и Священного Предания исчерпывающие ответы на наиболее острые вопросы, встающие перед современным человеком и обществом. Создававшиеся в течение нескольких лет и затем принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Основы социальной концепции вызвали огромный интерес в стране и мире.
Возможно, именно это обстоятельство и ввело в искушение изготовителей декларации, напечатанной в "Голосе православия". Ибо ближайшее знакомство с этим текстом и его сопоставление с содержанием ранее обнародованных Основ социальной концепции Русской Православной Церкви явным образом обличает составителей украинской декларации в неприкрытом и циничном попрании заповеди "Не укради".
Однако одно обстоятельство все разъясняет и расставляет все точки над "i". Со злополучной декларацией выступил "юбилейный поместный собор" самозванной "Украинской православной церкви Киевского патриархата" (УКП - КП), а газета "Голос православия" - орган этой раскольничьей группировки, возглавляемой отлученным от Русской Православной Церкви бывшим монахом Филаретом (Денисенко).
В случае с декларацией УКП-КП, списанной с Основ социальной концепции Русской Церкви, "патриарх" Филарет и его приближенные остались верны своей старой тактике: демагогически обвиняя "Москальску Церкву" во всех немыслимых грехах, пытаться под сурдинку завладеть достоянием Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Вся разница в том, что до сих пор это касалось приходов и паствы на Украине, а теперь дело дошло до откровенного плагиата богословских документов Русской Православной Церкви. Ибо "насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои" (Ам. 3. 10).
Известно: человек достаточно образованный и в меру разумный способен таким образом освоить чужие идеи, что в его изложении они будут выглядеть как его собственные. Однако раскольничья соборная мысль не смогла породить ничего лучше, чем наскоро перелицованный и грубо скомпилированный текст, происхождение которого от Основ социальной концепции Русской Церкви не вызывает ни малейших сомнений. При этом в одних случаях духовно-интеллектуальные усилия УПЦ-КП по освоению Основ социальной концепции Русской Церкви ограничились иной разбивкой и компоновкой глав, в других случаях - облегченным адаптированным пересказом, в меру понимания рассматриваемой в исходном документе проблематики. Но особенно удручает нищета мышления в случаях прямого текстуального воспроизведения под флагом УПЦ-КП таких положений Основ социальной концепции, как "проблемы биоэтики", "проблем клонирования", "проблема трансплантации органов", "проблема эвтаназии", "проблема семьи", "секуляризация общества", "проблема глобализации"...
Возможно, создателям Основ социальной концепции Русской Православной Церкви можно было бы поставить в заслугу то обстоятельство, что формулировки целых разделов оказались настолько точны и всеобъемлющи, что их не представилось возможным изложить иначе. Однако даже это не отменяет факта греховного присвоения УПЦ-КП плодов интеллектуально-духовных усилий нашей Церкви.
И все же открытым остается вопрос о том, почему УПЦ-КП пошла на прямой подлог, даже рискуя быть схваченной за руку на месте преступления. Объяснение видится в острой потребности самопровозглашенного сообщества под водительством самочинного "патриарха" любыми способами легитимизировать себя в глазах православного мира, не знающего и не признающего антиканоническую структуру УПЦ-КП, реабилитировать собственную безблагодатность, похищая духовный опыт канонических Церквей и выдавая его за собственный. Таким образом, откровенный и беспардонный плагиат обретает куда более зловещие черты в контексте раскольнической деятельности УПЦ-КП среди украинских православных и непрекращающихся попыток "патриарха" Филарета спровоцировать межконфессиональное и межнациональное противостояние на Украине и при этом апеллировать к Константинополю и Риму в своей тяжбе с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.
Что же касается собственно проблемы взаимоотношений между Церковью и миром, то православным Украины, обольщенным лукавством и обманом УПЦ-КП, можно посоветовать обратиться к оригинальному тексту Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Для этого есть как минимум две причины: оригинал картины всегда лучше неумелой мазни копииста, а похищенное добро впрок не идет. Ибо сказано: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6. 9-10).