Гарные украинские певцы
Не успели отчесать по столичным рок-сценам горячие карельские «Мельники», как москвичам предлагается другой этно-аттракцион – ледяная фолк-амбиентная певица с жаркой Украины.
Москвичи очень любят украинскую эстраду. В прессе периодически появляются сообщения о потрясающем богатстве поп-сцены Украины. И хотя сами украинские музыканты слетаются в московские клубы и на гастроли по всей России, как мухи на сало, отечественному слушателю продолжает казаться, что от него прячут целую сокровищницу свежих идей и прекрасных песен. Есть люди, считающие, что настоящий рок играют только в Киеве, рэп – в Харькове, а джаз – в Крыму, а от нас это скрывают. Поэтому всякий раз, когда в Москву привозят что-нибудь экзотическое с берегов Днепра, москвичи валят толпой. На этот раз привезли Катю Chilly. Она смешивает древнеукраинские мантры 10 века с электроникой двадцатого и называет это просто народной музыкой, возрождением тысячелетней традиции и достижением естественного предначального состояния человека. Впрочем, все это она сама о себе говорит. И о ее знаменитости на Украине мы, как водится, знаем только от нее да ее продюсеров. А те научили диву общаться с журналистами и публикой как с идиотами, по крайней мере так кажется после разговора с ней и пары найденных в сети интервью. Спросишь Chilly о творческих влияниях, а она заведет глаза и начнет вещать о музыке природы, пульсации Земли, некоммерческом характере ее творчества, которым одержима «молодежь независимо от возраста». Когда после таких заявлений эта маленькая девочка с огромной головой появляется на сцене, облаченная в рваное пурпурное платье, обрезанные галоши и шерстяные носки, и начинает покачиваться с закрытыми глазами, кажется, что нас ожидает просто дешевое шоу с фольклорными элементами в стиле «Грае, грае, воропае…» Однако когда Катя начинает петь, впечатление резко меняется. Филолог по образованию, она явно прошла очень хорошую вокальную школу. Голос и впрямь незаурядный, хотя она умеет демонстрировать его только двумя способами: или очень тихо, так, что даже с микрофоном ничего разобрать нельзя, или переходя на какой-то волчий вой, от которого мороз продирает по коже (микрофон она в этом случае просто не используется). В шоу входит и дрожание голубой жилки на виске, и трогательное напряжение сверхтонкой шеи, и закатывание глаз... Все приемы дешевы и очевидны, но публика зачарована, и только причитает: «Ты не пой, ты ходи!» К народной музыке это, конечно, имеет очень отдаленное отношение. Аккомпанирующие Александр Юрченко на синтезаторе и Леонид Белей на гитарном компьютере создают очень плотный синтетический звук, в котором совершенно невозможно определить, кто какую партию играет. Музыканты тоже собой любуются, стараясь поддать жару всякий раз, когда Катя стихает. Их искусство нарочито мрачно и явно рассчитано скорее на поддержку звериного рева, а не тихой лирики. В целом же попытка украинской русалки сделать древнеславянскую музыку понятной и любимой с помощью современной электронники привела к довольно странному результату. За пределами сцены, когда личное обаяние работать не будет, ее в лучшем случае занесут в разряд «нераздражающего эмбиента, под который можно засыпать». Попасть в объятия этническо-эзотеричесакой русалки можно в клубах «Art Garbage» (Старосадский пер. 5) 27 января в 22.00 (в этом клубе она выступит с московской группой «Maler и я»); «Дом» (Б. Овчинниковский пер. 24, стр.4) 28 января 19.30; «Проект ОГИ» (Потаповский пер, 8, стр. 2) 28 января, 22.00; «Вермель» (Раушкская наб, 4/5) 31 января, 22.00.