Коммуна молодости нашей
В музыкальном театре поставили советский водевиль.
Эта история случилась в те годы, когда слова «оппортунист», «меньшевик» и «ренегат» были самыми страшными ругательствами в нашей стране. А не в меру романтичные юноши и девушки в идейном экстазе старались построить общество новой формации. С материальными благами было туго, но любовь никто не отменял. В субботу на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского состоялась премьера водевиля «Коммуна «Любовь». Спектакль по некогда популярной пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга» поставил уже известный иркутянам режиссер Михаил Поляков (Израиль). Музыку написал композитор Майк Самойлов.
Герои постановки – две молодые пары – только что оформили свои отношения и получили…одну комнату в коммуналке. Что может быть абсурднее, с точки зрения современного человека, и одновременно обыденнее – для строителя коммунизма 1920-х годов? Сцену, или ту самую комнату в коммуналке, художник Зиновий Лейзерук оформил в духе времени – аскетично и пафосно одновременно. Подиум в центре огорожен металлическими арочными конструкциями, на которых гордо возвышаются лозунги: «Товарищи люди, на пол не плюйте!», «Курить бросим – яд в папиросе!» или «Долой безобразников по женской линии. Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!».
В каждой паре между юными молодоженами очень много общего: «единая идеологическая платформа, трудовой контакт, взаимное понимание», но счастья нет. Более того, «красные супруги» – Тоня (Александра Гаращук) и Абрам (Арсен Митичашвили), Людмила (Евгения Калашникова) и Вася (Игорь Ладейщиков) – вместо того чтобы думать о благополучии «нарождающегося социализма», вдруг меняются партнерами. Абсурдность ситуации и комичные муки совести героев, которые размышляют о том, что «принципиально неэтично заниматься построением личного счастья на базе несчастья товарищей по борьбе», но «как это неэтично, когда все этично?!», не только веселят, но и вызывают ностальгию.
Эстетика Катаевской пьесы на сцене музыкального театр пришлась как нельзя кстати. Да и, наверное, иркутский зритель слегка подустал от пышных платьев, вычурных шляп и лирических монологов последних премьер. В этом отношении «Коммуна «Любовь» выглядит очень свежо и лаконично. В постановке нет затянутых сцен и пустот, действие развивается динамично и в то же время неторопливо. Молодые актеры очень органично сочетаются со своими персонажами: правильной идейной Тоней, романтичным Василием. Очень забавной получилась в исполнении Евгении Калашниковой украинская девушка Люда. Артист Арсен Митичашвили хорош в роли еврейского юноши Абрама. Неожиданно весело – горящий взор, нелепый шарф и пламенные речи – выглядит в роли народного поэта-самородка артист Игорь Алешин, которого зрители привыкли видеть в основном героем-любовником.
Образ же очень ответственного работника Флавия, который руководит молодыми строителями социализма, позволяет выразить одну из граней таланта народного артиста РФ Владимира Яковлева. Сатиричными фразами Катаевского текста: «Нечего деревню разваливать, ее и без тебя поднимут» или (об Абраме и Василии, которые затеяли дуэль на деникинских шашках) «Два придурка фехтуют обломками прошлого», актер придает еще больший комизм ситуации. Боец революционного фронта, идеолог и в то же время «отец родной», он вовремя направляет на путь истинный окончательно запутавшихся в чувствах «ребятишек». И объясняет им, что какая бы у тебя ни была «идеологическая платформа», жить нужно прежде всего по сердцу.
Заканчивается водевиль ностальгически. Герои, выстроившись на сцене, как для общей фотографии, поют: «Только никогда ту коммуну любви мы не предадим!». И это финальный аккорд добавляет в постановку хорошего пафоса, который наверняка оценят, в первую очередь, зрители старшего поколения.