Конгресс унижения
Политика президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова была связана не только с распродажей республиканских активов в промышленности и ключевых отраслях экономики Якутии, не только с реализацией программы сырьевой колонизации Якутии, но и со снижением политической роли якутов.
Главное место в этой политике заняло проведение II Конгресса народа саха 25-30 сенятября 2007 года. С первого взгляда может показаться, что это было большое событие для народа саха, поскольку первый Конгресс проводился еще в 1992 году. Новый конгресс должен был подвести первые итоги существования Республики Саха (Якутия) и жизни народа саха в собственном государстве, а также определить перспективы развития народа на будущее.
Но на деле получилось совсем не это. II Конгресс народа саха стал "главным мероприятием" празднования 375-летия завоевания Якутии русскими, на котором восхвалялась дружба народов и программа сырьевой колонизации Якутии - «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
По штыровскому указу
История этого позорного конгресса началась 25 декабря 2006 года, когда президент Якутии Вячеслав Штыров подписал указ № 3106 "Об объявлении 2007 года в Республике Саха (Якутия) Годом 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания города Якутска". К этому указу был приложен план мероприятий этих празднований. Под пунктом 14 в этом плане значилось следующее:
"14. Мероприятия, посвящённые 180-летию Степной Думы, г. Якутск:
-организация Торжественного собрания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
-организация и проведение научно-практической конференции, посвящённой 180-летию Якутской Степной Думы;
-II Конгресс народа саха".
Для сравнения, в следующем пункте этого плана мероприятий значилось:
"15. Организация IV съезда Ассамблеи народов России и IV Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия), г.Якутск:
-проведение республиканского национального праздника «Ысыах», посвящённого 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, г. Якутск (по отдельному плану);
-организация Всероссийского фестиваля национальных культур «Радуга России» (по отдельному плану);
- организация фестиваля «В семье единой»".
Вот так, важнейшее событие в жизни народа саха уже на стадии президентского указа было поставлено на одну доску с проведением торжественного собрания Ил Тумэна и проведения научно-практической конференции. Но и это принижение было, видно, с точки зрения Администрации Президента РС (Я) недостаточным, поскольку тут же в Якутске было запланировано проведение IV съезда Ассамблеи народов России и IV Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия). Из этого плана очевидно, что разработчики плана мероприятий празднования русского завоевания Якутии старались всеми силами размыть значение II Конгресса народа саха.
Назначенные "делегаты"
Первый Конгресс народа саха был по-настоящему демократическим форумом, на котором присутствовали избранные народом саха представители от всех улусов. Но второй Конгресс проводился совершенно по-другому. Во-первых, общественность узнала о его проведении только 12 сентября 2007 года, за две недели до открытия Конгресса.
Во-вторых, никаких выборов делегатов Конгресса не проводилось, как не проводилось собраний в улусах. Все делегаты, как неоднократно подчеркивалось в сообщениях, были приглашены. В общей сложности - 444 делегата. Но дальше мы видим поразительную картину. Общее число принявших участие в конгрессе составило 597 человек. То есть, 153 человек просто заявились на Конгресс непонятно с какими полномочиями, и непонятно кого представляющими. При этом, количество представителей улусов составило всего 237 человек, 53,5% от количества делегатов и 39,6% от общего количества участников Конгресса.
В-третьих, один из участников этого Конгресса, Анатолий Чомчоев опубликовал заявление на имя председателя Координационного совета Конгресса народа саха Егора Жиркова, в котором указал, что список нового состава Координационного совета Конгресса держали в тайне от участников, и он был зачитан с микрофона. Голосование проводилось списком, без подсчета голосов "за" и "против". В свете этого понятно присутствие на Конгрессе 153 лишних участников, которые должны были поднять руку в нужный момент, чтобы создать иллюзию принятия единогласного решения.
В-четвертых, несмотря на заявленные цели принять Концепцию развития народа саха в I четверти XXI века, работы секций не было организовано, и весь Конгресс превратился в череду пленарных заседаний, на которых выступающие находились в полной власти председателя. Зато участники могли поучаствовать в "секциях" - всевозможных конкурсах и выставках, а также награждениях их участников. К услугам участников была организована даже выставка-продажа лошадей и конской упряжи, а также скачки.
На Конгрессе было заслушано только 40 выступлений. Потому, никакого обмена мнений на конгрессе не было. Анатолий Чомчоев заявил, что Конгресс был нелегитимен и вышел из состава Координационного совета.
Поздравления с годовщиной завоевания
Когда 27 сентября 2007 года, в день, который назван годовщиной 375-ти летия завоевания Якутии, в Культурном центре Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова открылось пленарное заседание II Конгресса народа саха, стало понятно, что главным содержанием этого Конгресса являлось сольное выступление президента РС (Я) Вячеслава Штырова. В нем он поведал много удивительного, в том числе о том, что в Якутии якобы развивается якутская культура, достигнуты успехи в образовании, и успехи в области мира и сотрудничества между народами. Даже на Конгрессе народа саха, на котором в первую очередь должны обсуждаться вопросы, касающиеся, именно этого народа, Вячеслав Штыров заговорил о том, что в Якутии проживает 120 народов и нужно развивать уважение к культурному наследию всех этнических образований.
Далее Штыров организовал раздачу юбилейных знаков в честь 375-летия захвата Якутии.
Это по смыслу равносильно проведению торжественного празднования годовщины вторжения немецких войск 22 июня 1941 года, или празднования годовщины установления блокады Ленинграда. Русское завоевание для Якутии вылилось в кровавые столкновения, чудовищную даже по мерках XVII века жестокость первого якутского воеводы Петра Головина, тотальное ограбление, утрату собственной государственности, которая была восстановлена через 359 лет после этого завоевания. Штыров заставлял народ саха праздновать годовщину того, как воевода Головин пытал огнем, бил кнутом, вешал и мучил морозом пленников из числа якутов.
Если это празднуется как большой, государственный праздник, тогда почему бы торжественно не отпраздновать годовщину установления блокады Ленинграда, с раздачей особо отличившимся товарищам юбилейных значков в виде знака ордена Железного креста?
Думается, награжденные Штыровым этими позорными значками в честь завоевания и жестоких расправ над народом саха, сдадут их обратно и не будут позорить себя их ношением.
Поддержка обнищания и самоуничтожения народа саха
Наконец, II Конгресс народа саха, вместо обсуждения насущных вопросов жизни народа саха превратился в славословие сырьевой колонизации Якутии и приниженного, под флагом мира и согласия между народами, положения народа саха в Якутии.
Это было отражено в одном из итоговых документов: "Мы, делегаты II Конгресса народа саха, призываем все народы республики, всех жителей нашего северного края поддержать социально-экономическую политику Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова, считаем своим гражданским долгом трудиться в мире и согласии со всеми народами во имя процветания нашей родной республики на благо каждого жителя независимо от национальности", - говорилось в Обращении участников II конгресса народа саха к народам Республики Саха (Якутия), принятом 28 сентября 2007 года.
К этому моменту уже было известно основное содержание социально-экономической политики Вячеслава Штырова: распродажа республиканских активов, сырьевая колонизация Южной Якутии, снижение уровня жизни основной массы населения Якутии, особенно сельского населения, высокого уровня самоубийств среди подростков. По существу, участников Конгресса вынудили поддержать обнищание жителей республики, в первую очередь основной массы народа саха, которые проживают в сельских улусах. Участники этого позорного сборища, по существу, выступили за самоуничтожение молодежи народа саха от невыносимых условий жизни и безработицы в сельских улусах Якутии.
О мире и сотрудничестве между народами
Чтобы не возникало превратного толкования, нужно отметить, что мы не против мира и сотрудничества между народами, проживающими в республике. Межнациональный мир и взаимопонимание - это большое и важное дело. Но не ценой унижения народа саха - основного народа в республике.
Вообще, наиболее продуктивным на Конгрессе было бы обсуждение вопроса, что может дать культура и навыки народа саха для других народов республики. Ведь Якутия относится к северным регионам, с очень суровым климатом и специфическими условиями. Далеко не все народы могут легко и безболезненно адаптироваться к ним, обрести навыки комфортной жизни и хозяйствования. Это очень серьезная проблема, особенно в свете износа систем жизнеобеспечения в городах и населенных пунктов. Представители народа саха, за счет своих навыков и умений, а также родственников в сельских улусах, могут относительно безболезненно перенести техногенную катастрофу, связанную с отказом, к примеру, систем отопления зимой. А вот другие народы, не обладающие такими навыками, легко могут стать массовыми жертвами аварий.
Народ саха мог бы поделиться с остальными народами своим уникальным опытом и сделать их жизнь в Якутии более комфортной и безопасной. Это был бы очень веский вклад саха в развитие мира и сотрудничества народов в Якутии.
II Конгресс народа саха мог бы стать важным событием в жизни якутов. Но не стал. Поскольку он превратился в часть официозного празднования годовщины завоевания Якутии и стал площадкой для славословий, он был забыт практически сразу же после своего завершения, как забываются другие официальные празднования.
Этот Конгресс, приуроченный к годовщине завоевания Якутии, отметил унижение народа саха, обратное его превращение стараниями Вячеслава Штырова в бесправное "коренное население", в "коренной малочисленный народ Севера", который не в состоянии ни на что повлиять и определить свою судьбу.