Художник репортажа
В прошлом году ушел из жизни Михаил Георгиевич Ончуков, оригинальный фотохудожник. Его памяти посвящена небольшая выставка в доме-музее В. Рогаля.
Михаил Ончуков родился в 1948 году в Новосибирске, но с 1969 проживал в Иркутске. Он окончил филологический факультет, и, казалось бы, был далек от фотографии. Но стремление запечатлеть неповторимые мгновения жизни взяло вверх, и с 1972 года Михаил Ончуков не расставался с фотоаппаратом.
Работ на выставке, действительно, не так много, зато все они интересные, каждую хочется рассмотреть поближе.
Главный жанр, любимый фотохудожником – репортаж. То есть отражение жизни, как она есть. Без прикрас и лакировки. Таковы «Детки в клетке» - групповой портрет юных преступников. ( Фотограф одно время работал в колонии для несовершеннолетних ). Очевидно, что камера запечатлела подростков с большими проблемами. В той же манере, в черно-белом исполнении, решена серия «Барахолка», снимок из которой представлен на выставке.
Проявляя интерес ко всему, что окружает, фотограф не мог пройти мимо красот природы. Хороший снимок «Байкал. Первый снег». Удачно и «Цветение», где за буйством распустившихся цветов черемухи почти не виден деревянный жилой дом. Но самыми сильными я бы назвала «Лесную акварель» и «Остров».
«Лесная акварель» это портрет нижнего яруса леса. Молодые, нежно-зеленые папоротники, только что вылезшие из земли, соседствуют с уже сухими, покоричневевшими собратьями. Замечательная работа.
На снимке «Остров» зритель видит дорогу, пролегающую по холмистой степи, и стоящие то там, то тут камни. Видимо, кадр сделан на Ольхоне, но ассоциации возникают чуть ли не со Стоунхенджем.
Однако главное, что привлекает Михаила Ончукова – это мир людей.
На выставке показаны несколько портретных работ ( серия так и называется – «Портреты» ). «Первое сентября» запечатлело серьезного юного ученика, а «У бабушки» - маленького ребенка на руках у старухи. Сюда же можно отнести и «Портрет художника Десяткина», хотя сделан он позже и выполнен в цвете. Главное, что объединяет снимки - внимание к внутреннему миру модели. Стремление поймать характерное для данного человека выражение лица, образ мыслей. Кто-то скажет: какой там у младенца может быть характер? Но фотограф показывает – в этих нахмуренных бровках уже видна личность.
Чаще Михаил Ончуков словно подглядывает за людьми. Характерны «Сибирские бабоньки». Женщины купаются в ледяной воде. Это не молодые красотки, да и по всему видно – они не знали, что кто-то будет их снимать. Вот и получилось обобщение, собирательный портрет сибирских женщин. Которые из тех, что «в горящую избу войдут». А для начала поплавают зимой в речке.
Фотография из серии «Женщина и цветы» тоже подсмотрена. На мгновение мелькнуло в окне молодое женское лицо, и попало в кадр вместе с цветком, стоявшим на подоконнике. «Невеста» сидит в автомобиле. Сквозь стекло видно только лицо. А вот «Вечерний пляж». Истомленные летней жарой, иркутяне высыпали на набережную, чтобы искупаться и позагорать. Разные люди, по возрасту, по социальному статусу. Но все объединены городом, в котором живут и погодными условиями.
Одиночеству в городской толпе и равнодушию посвящена работа «Граждане, послушайте меня!». Играющая на гармошке ( или баяне ) женщина хочет, чтобы ее услышали, может быть помогли. Но все заняты и не проявляют интереса. Снимок старый, и, видимо, созвучный самому фотохудожнику.
Сам город, как среда обитания людей, также одна из ведущих тем в творчестве Михаила Ончукова. Вот лиричный «Спальный район». «Окно хорошего дома»; фото из серии «Пасхальный звон». Интересная работа «Иркутский мотив», где на изображение церкви наслаиваются деревья. Это отражает характерные особенности Иркутска – как города зеленого и старинного.
Есть среди работ фотохудожника несколько странные, понять которые не так легко. Ведь видеоряд допускает неоднозначные толкования. Такова «Кукла на привязи» или «Бездорожье», где, вопреки названию, дело происходит в городе. Более того, лошадь соседствует с пластиковыми стульями. Поэтому остается загадкой, какое именно бездорожье имел в виду автор.
Но, в любом случае, выставка интересная и неординарная. Снимки Михаила Ончукова заставляют задуматься, пристальнее оглядеться вокруг. Обратить внимание на то, мимо чего обычно проходишь равнодушно.