Пантеон божеств
В залах Иркутского областного художественного музея проходит персональная выставка известного художника Николая Дудко «Буддийская живопись танка». На ней представлены уникальные образцы одного из видов древнего буддийского искусства – живописи танка.
Кроме того, в отдельном зале экспонируются фотографии, выполненные художником во время его поездок по Индии и Тибету.
Буддийская икона танка (букв. «свиток») — в первую очередь предмет религиозного культа. Посредством определённых художественных средств — композиции, выбора форм или цвета — она воплощает идею буддизма. Хотя процесс написания танка всегда был окружён таинственностью, основой его были всё же не мистическое прозрение и интуиция, а точные знания иконометрии и законов композиции, нашедшие своё выражение в художественном каноне.
Изготовление танка – сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание.
Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски – растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как коралл, бирюза, малахит. Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лица. Особое внимание уделяется глазам, ведь именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи – мантры-заклинания, или похвалы божеству.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просвётленных существ» – будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» – дхармапал, изображение буддийской вселенной – мандалы и т.д. Однако танка – это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства.
Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение целого ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветовом решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи.
В традициях стиля «менри» – одного из классических стилей тибетской живописи танка – работает Николай Дудко.
Николай Николаевич Дудко родился в 1962 г. в Германии, в семье военного. Школьные годы проходили в Кяхте, куда был командирован его отец. До увлечения буддийским искусством Николай Дудко серьёзно занимался рисованием, в 1982 г. окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Некоторое время жил на Украине, учился в Киевском художественном институте.
Однако реалистическая живопись не привлекала художника. Духовные искания, стремление к иному способу самовыражения совпали с его возвращением в Бурятию в 1986 г. Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с ламой Иволгинского дацана Дарма-Доди, настоятелем Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбеновым и особенно с Чогьялом Намхаем Норбу Ринпоче, которого художник считает своим духовным учителем. Они познакомили Николая Дудко с буддийской философией и искусством, ввели в сложный мир буддийских символов и образов. Тогда он и заинтересовался иконой танка.
Духовные поиски приводили художника к немногим мастерам Бурятии, сохранившим секреты традиционного искусства. Поездки в Монголию и Непал в 1990 гг. углубили знания по технике живописи. Всего за один год стажировки в Библиотеке тибетских рукописей и архивов в городе Дхарамсале (Индия), у личного художника Далай-ламы XIV, преподобного Сангей Еше, Николай Дудко прошёл пятилетний курс обучения. Результатом поездки стал диплом художника танка тибетского стиля «менри» с правом преподавания. Выбор этой живописной школы – итог духовных исканий и самосовершенствования живописца.
Несмотря на строгие руководства и иконографический канон, талантливый живописец всегда имеет возможность проявить свою индивидуальность, например в цветовом решении или в разработке пейзажа. Пейзажи Николая Дудко – это фантастическая и прекрасная среда обитания божества, где его окружают водопады, горы со снежными вершинами, а облака «завиваются» и «текут».
В каждую икону Николай Дудко вкладывает свои чувства и эмоционально-личностное восприятие божества. Всякий раз создаётся новая, отличная от прежней, икона изменением психологических оттенков композиции, ритма, цветовой гаммы. Эти едва заметные на первый взгляд нюансы приводят к совершенно неожиданной и оригинальной интерпретации канона.
Сейчас художник работает в своей мастерской, участвует в выставках. Благодаря его инициативе при Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ) открылось отделение живописи танка стиля «менри», где он обучает будущих иконописцев основам тибетского религиозного искусства. В течение многих веков буддийская живопись формировалась, расширяя ареал своего бытования. То, что она оказалась востребованной в наше время, говорит о ней, как о носителе красоты и духовности буддийского Востока.
Алёна Кабунова, научный сотрудник Иркутского художественного музея