Кинофестиваль завершил свою работу - ловите эхо!
Всюду, где сегодня обитает человек, он пока еще, слава богу, окружен природой. Но фестиваль «Человек и природа» придуман и прошел вот уже в шестой раз - в Иркутске.
Экологическая направленность фестиваля совершенно очевидна, поскольку человек ведет себя по отношению к своей праматери не всегда гуманно, а часто так и вовсе негуманно, агрессивно, недальновидно. Если взглянуть чуть дальше экономических и прочих сиюминутных интересов, то становится ясно: с природой надо не воевать, а дружить, ее нужно беречь и охранять, иначе неизвестно, кто кому отомстит.
Экологи, различные природоохранные, «зеленые» организации говорят об этом давно - заговорили об этом и кинодокументалисты. Подтверждение - фестиваль. Он - международный по своему статусу, байкальский - по своей территориальной принадлежности и, как уже говорилось, шестой по счету.
Кстати, он просто обязан был родиться здесь, вблизи от Байкала: с 1996 года наше озеро внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, оно уникально, оно - чудо планеты. Но фестиваль - не песня только Байкалу. Темы присланных в Иркутск и включенных в фестивальную программу фильмов - самые разные, и это прекрасно видно по самим названиям: «Чернобыльские джунгли. Двадцать лет без человека» (снято в Белоруссии) и «Созвездие сурка» (Узбекистан), «Разыскивается анаконда» (Германия) и «Рай для хищников» (Финляндия), «Мустанг» (Словакия) и «Полет с кондорами» (тоже Германия). Были фильмы из США, Австрии, Италии, Чехии, Польши, Ирана, Сербии, Украины, Болгарии… И конечно, из России - из Москвы, Петербурга, Самары, Владивостока, Иркутска.
Так что представительство на нашем фестивале нынче было самое широкое. И о ком (и о чем) только не рассказывали авторы фильмов! О дальневосточном леопарде и ископаемых останках мамонтов, о медузах Каспийского моря и рыбах, обитающих в карпатских горных ручьях, о дельфинах и их общении с человеком, о собаках, живущих рядом с нами, о волках и сурках, о жизни дубов («Дерево деревьев»)… Фильмы рассказали нам о четырнадцати российских территориях, включенных и претендующих на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО («Природное наследие России»); о загадочной личности петербургского ученого, академика РАЕН, которого за его ошеломляющие изобретения, например по экологической очистке воды и почвы, называют Леонардо двадцатого века («Универсум Виктора Петрика» Леннаучфильма). И даже фильм о центральном венском кладбище, сложная, философски многозначная работа австрийских авторов, в которой метафорически проводится мысль о цикличности жизни человека и жизни природы, о вечной повторяемости и вечном обновлении, о смерти, которая всегда рядом с жизнью, и жизни, которая всегда рядом со смертью…
Каждый фильм был по-своему хорош и необычен, каждый по окончании сопровождался аплодисментами зрителей, пришедших в Дом кино на фестивальный просмотр.
В одном из интервью по поводу иркутского фестиваля председатель жюри Виктор Косаковский (титулов у него множество: действительный член Европейской киноакадемии, лауреат Государственной премии России, лауреат премий «Триумф», «Ника», обладатель более сотни призов международных фестивалей, режиссер, сценарист, оператор, продюсер) размышлял о фестивале, о нынешнем состоянии, тенденциях развития и о самой природе документального кино.
- Человек, который снимает такое кино, призван не оценивать - он призван фиксировать, - говорит Виктор Косаковский. - Именно потому, что он документалист. Здесь, на фестивале, я увидел картины, которые меня потрясли. Это картины о скромных, тихих подвижниках - таких уже нигде не осталось, я их только у вас тут увидел. Видно, что у него нет денег, но он делает его, свое дело, только потому, что считает его нравственным долгом. И художники поднимают такие темы, которые, уже заранее известно, не покажет ни один канал.
Но с точки зрения формы, техники, с точки зрения профессии документальному кино пора меняться. Потому что если вы делаете фильм на любую замечательную тему, пусть даже общечеловеческую, глобальную, - но делаете его скучно, непрофессионально, то вы, таким образом, только губите тему. К тому же это напрасный труд: скучное кино не будут смотреть. Поэтому я призываю всех заниматься своим делом. Не надо снимать кино непрофессионально - можно дискредитировать саму идею кинематографа.
Я снимаю кино только тогда, когда уже не могу не снимать, когда меня распирает. За всю свою жизнь я снял всего восемь фильмов. Искусство должно потрясать, а не гладить по головке.
Однажды я услышал такую историю. Снимали фильм о людях, которые испытывают машины. Испытатель сказал: я сяду в автомобиль, поеду вот здесь, на этом вираже будет очень серьезный поворот, вы это увидите. И надо это снять. Стали снимать. На вираже машина перевернулась, все побросали камеры, побежали, увидели, что, слава богу, испытатель жив…
А он открывает дверцу и спрашивает:
- Ну, вы сняли?
- Нет, мы побежали тебя спасать…
- Вы идиоты! Ваше дело - снимать. Каждый должен делать свое дело! Делать так, как никто другой в мире не сделает.
В основе документального кино в советское время лежала высокая изобразительная культура. Были школы, и мы показывали друг другу наработанное. Была рижская школа, была московская школа и отличная от нее - ленинградская, школы иркутская, свердловская… Сегодня кинодокументалистика уходит в сторону журналистики. Во всем мире это так, и, к сожалению, у нас тоже. Она перестает быть искусством. А между тем это огромный, серьезный труд, бесконечный поиск, бесконечное самовоспитание. Вот это мы потеряли. Хотя мы были, по существу, лидерами. У нас сегодня нет и талантливых продюсеров, ведь документальное кино, если оно грамотно сделано, может не только себя окупить, но и принести доход. И в результате получаются нередко короткие маловыразительные фильмы…
Далее, говоря о фестивале, Виктор Косаковский отметил:
- Сибирь - это потрясающая Россия. Чем больше я здесь нахожусь, тем больше мне хочется здесь снимать. Я вижу здесь такие лица… Вообще, фестиваль уникальный. Такие лица, такие потрясающие русские люди… С такими глазами, с такими настоящими человеческими страстями… Я был удивлен, сколько здесь прекрасных людей. Но я также удивлен и тем количеством ужаса, который я здесь вижу… И у меня, конечно, возникло желание снять такой фильм о Байкале, который всегда будет интересен людям.
Позади фестивальная неделя. Просмотрена конкурсная программа. Началась церемония подведения итогов.
Говорит президент VI Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа» Владимир Самойличенко.
- Эти семь дней показали, что наш фестиваль привлекает людей. И зрителей, и участников, которых с каждым годом становится все больше. Я очень благодарен всем, кто откликнулся и прислал свои фильмы, тем, кто смог приехать. Я надеюсь, что каждый из вас проникся духом фестиваля и что тема Иркутска, Байкала будет вас держать, заставит думать о нашем крае как части огромной России. И может, у кого-то возникнет идея нового фильма, в котором выразится ваш собственный взгляд, собственное отношение. Об этом мы мечтали с самого первого фестиваля.
Спасибо администрации города, администрации области, партии «Единая Россия» - всем, кто помог организовывать и проводить его.
Гран-при фестиваля вручил председатель жюри Виктор Косаковский:
- Мы присудили главный приз фестиваля картине, которая для нас кажется если не абсолютно идеальной, то - совершенной. Это философская притча «Жизнь кладбища». Режиссер и сценарист Манфред Коррин (Австрия). Призами награждены также многие другие фильмы.
Когда все завершилось, я попросила Владимира Самойличенко коротко прокомментировать событие, а также свои ощущения. Принес ли фестиваль чувство удовлетворения?
- Я очень боялся, что, перейдя на ежегодный режим работы фестиваля, мы не успеем как следует подготовить его. Но группа, которая работает на фестиваль, сказала: сделаем все, чтобы он прошел. Это была напряженная работа, к счастью, область и город нам помогали кто чем может - кинотеатрами, транспортом…
Есть ли у меня удовлетворение? Да. И вот почему: фильмов много, и стран много, и фильмы интересные. А что касается организационной части - мне бы хотелось, чтобы не только город, но и жители побережья Байкала почувствовали, что о них думают, чтобы они увидели то, что происходит в мире. Тогда мы приблизимся к тому, что заключено в названии фестиваля: человек - и природа. Более того, мы постараемся лучшие фильмы показать иркутянам и после его закрытия - устроить «эхо фестиваля».
- Фестиваль закончился - начинается работа на новый?
- Безусловно. Сейчас чуть отдышимся - и снова за работу. Кстати, занимаются фестивалем те же люди, что и снимают кино…
Своими впечатлениями и размышлениями я попросила поделиться также члена жюри фестиваля, лауреата Государственной премии России, иркутянина, заслуженного деятеля культуры РФ, оператора Евгения Корзуна. Какие киноленты понравились, а может, потрясли? Были ли серьезные разногласия в составе жюри при определении лучшего фильма?
- Общее впечатление - этот фестиваль по качеству фильмов, безусловно, выше прошлогоднего. Хотя это не значит, что следующий будет еще выше, - тут уж время покажет. Но нынче есть очень яркие картины, которые просто радуют.
Что можно выделить? Конечно, «Полет с кондорами» - это просто восхитительно! Это работа женщины, чемпионки мира по планеризму, которая поднимается в небо вместе с этими птицами, кондорами. С нею была камера… И так грамотно снято, и по свету, и по композиции… Как написано в анонсе, это первое в мире исследование кондора, проведенное в воздухе крыло к крылу. Уникальное зрелище, как бы увиденное глазами птиц. Сама природа Аргентины великолепно снята, и рассказ о птицах удивителен. Восхитительная природа и восхитительный полет! Эта картина получила приз как лучший документальный фильм.
«Разыскивается анаконда» - эту картину отметил Союз кинематографистов. Профессионально сделано, блистательно! Она и как научно-популярная лента безупречна.
И конечно, работа, получившая Гран-при, - «Жизнь кладбища». Это философские рассуждения и философский взгляд на жизнь, природу, - картина сделана умно, мудро… И ничуть не приукрашенно.
Очень хорошая картина сделана польским кинематографистом, без единого слова - и все понятно, все драмы, все переживания, вся борьба. Картина называется «Клювом и когтем», ее «герои» - обычные обитатели леса. И что удивительно - снято это так, как будто съемочная группа пригласила животных туда, где выставлен хороший свет, где правильно расставлены декорации… То, что оператору, может быть, неудобно снимать, и в голову не приходит. Ему все удобно и легко. Вот каково мастерство! А ведь это непомерный труд, терпение, выносливость, это очень сложно! Автор - и режиссер, и сценарист, и оператор, и даже продюсер - Кристиан Матишек, очень творческий человек! Очень хорошо, что он получил приз.
То, что такие участники приезжают и получают призы, думаю, очень стимулирует их, да и новых авторов, на участие в будущих фестивалях.
- А как показали себя иркутяне?
- Вот здесь как раз есть повод для недовольства собой. Как мне показалось, иркутяне на этот раз были не на высоте. К сожалению! То, что они показали, было малоинтересно. Для такого фестиваля художественные достоинства наших фильмов просто не соответствовали общему уровню. Это был, в лучшем случае, уровень киножурнала или рядовой телепередачи. Это то самое сползание документального кино к журналистике, о котором говорил Виктор Косаковский. И при подведении итогов - заслуженно не отмечены ничем.
Исключение составил специальный приз, врученный фильму «День Байкала», - но поскольку это не приз жюри, не оценка специалистов-профессионалов, а приз спонсора, - то и значимость его несколько иная. Соответствующая. Будь это показано в областном клубе кинолюбителей - это бы еще куда ни шло, но для международного фестиваля, повторяю, работы иркутских кинодокументалистов, особенно в сравнении со многими другими участниками, не выдерживали серьезной критики.
А в целом, я думаю, этот фестиваль - дело очень хорошее. Он полезнее многих других. Это не просто тусовка - он чрезвычайно актуален и именно полезен. Может, не все фильмы и не все идеи кинодокументалистов пока доходят до широкого зрителя, но как хорошо, что фильмы показывают и взрослым, и особенно детям. И надо больше показывать в школах и вузах таких фильмов. Ведь мы должны воспитывать людей с другим - экологическим - сознанием.