Эйфория — или опустошенность?
Сегодня вряд ли кто не слышал о фильме «Эйфория» режиссера Ивана Вырыпаева, хотя он еще не вышел на экраны. Еще недавно иркутянин, начинавший как драматург и театральный режиссер (кто-то, возможно, видел его спектакль о наркоманах, показанный несколько лет назад в Доме актера), Вырыпаев сегодня принадлежит, пожалуй, уже мировой культуре.
На зарубежных сценах идут спектакли по его пьесам, а кинолента «Эйфория», показанная на Венецианском фестивале, всерьез рассматривалась членами жюри как главный претендент на первенство.
Иркутяне, думаю, должны быть очень благодарны Ивану Вырыпаеву, который премьерный показ своего фильма решил провести в нашем городе — в Центре российской кинематографии (кинотеатр "Художественный). Представлял фильм сам режиссер, вместе с ним в презентации был занят исполнитель одной из ролей Вячеслав Кокорин. После сеанса состоялся обмен впечатлениями со зрителями.
Автор этих размышлений доцент Иркутского государственного университета Людмила Деркач — одна из участников просмотра и дискуссии.
— По первозданной Земле, вкусивши запретного плода, идут Адам и Ева. В их распоряжении все стихии, вся божественная красота. Им дано все, кроме разума. Они ничего не знают. Бездумная, безоглядная, инстинктивная жизнь совершеннейших созданий. Эти двое не одиноки, но выделены из окружения безумной страстью. Как распорядятся они ею, успеют ли превратить в любовь? На лоне великолепия природы протекает их примитивное существование с первичными потребностями и развлечениями, уже привычное к заданному ритму. Это даже нельзя назвать первобытностью и убогостью, потому что первое сложнее и старается познать окружающее, а второе — не лишено Бога.
А ведь это мы в ХХI веке… Человек, ты допущен в мир. Оглянись вокруг — он совершенен. Посмотри внутрь себя, познай самого себя. Мудрецы говорят, что для счастья нам достаточно куска хлеба и стакана чистой воды, а тебе еще дарована Любовь! Ею не одарен, например, мычащий скот, он — на земле. А ты можешь возвыситься: над тобою звездное Небо. Наши герои видят его бездонность и беспредельность, но не успевают пробудить в себе моральный закон. Миг открытия любви для них, к сожалению, слишком краток.
Возможно, через Любовь они построили бы в своем доме человеческие отношения, в женщине пробудился бы материнский инстинкт, инстинкт хранительницы очага — словом, все человеческое. Но к сожалению, не оказалось ему места в нашей жизни… Трагизмом безысходности потрясает зрителя талантливо снятый Иваном Вырыпаевым фильм «Эйфория». Поражает цельность замысла одного человека, в данном случае режиссера, и осуществления его большим коллективом. Здесь воедино слиты миф и реальность. На одном дыхании, на совпадении ритмов происходит работа режиссера, оператора, художника, композитора, актеров.
Изумительная музыка сопровождает действие. Баян в руках гениального мастера раскрывает неограниченные космические возможности, превращаясь то в орган, то в гармошку. Музыка говорит с героями и с нами то высоким языком Мироздания, то залихватской заливистостью оглушенного самогоном и подхваченного вихрем эйфории человека. Глядя на нескончаемое разбазаривание актерского мастерства в постоянно бегущих перед нашими глазами сериалах, мы наконец-то видим настоящие актерские работы; наконец-то появляются фильмы, подобные «Возвращению», а теперь и «Эйфории», где за секунды пребывания на экране люди оставляют незабываемое.
Я уж не говорю о трех героях, которые держат нас в напряжении в течение всего времени, бег которого просто не замечаешь. Две актрисы работают потрясающе точно в передаче состояния молодых женщин. Одна пребывает в эйфории от удовлетворенности сексом, другая — в опустошенности и заторможенности от пережитого шока и выпитой самогонки.
Говорят, что в начале было слово. В данной работе сначала был выбор места для съемок. Россия обладает несметными богатствами и возможностями. Как не потеряться среди них? Удивительно точным оказалось попадание в нужное место, где сохранилась нужная по замыслу первозданность: белые дороги и овраги, пыльная степная трава, огромное солнце и небо, река, прибрежные кручи — все, что, по нашему представлению, было тогда, когда никого из нас еще не было. И среди всего этого великолепия в эпоху высокой цивилизации — какие-то жалкие лачуги, где существует современный человек, но такой косматый и неухоженный, что становится жутковато. На этом фоне Вячеслав Кокорин с его фразой: «Нет у нас телефона» кажется нам Моисеем, который знает, что начертано на скрижалях, и с глубокой печалью взирает на свой беспамятный народ.
Речь героев фильма точно отражает их сущность. Как мыслим — так и говорим. Под воздействием пережитого потрясения у преображенной героини наконец-то, из каких-то обрывков и междометий, рождается плавная членораздельная человеческая речь, исполненная чувства и мысли. Но нам не дано ее услышать — все прерывает страшный гром выстрелов и поглощает бездна. Люди живут, нарушая все заповеди. Но могут ли они в таком случае называться людьми?
Фильм всеми силами призывает: восстань, человек! Трагизм ситуации и самого нашего существования потрясает, особенно когда в финале по дороге летит ничего не соображающий, обалдевший от радости мотоциклист, и не дай бог подвернуться кому-то под колеса его машины.
За пережитый катарсис — поклон всем, кто помог фильму выйти на экран, и, прежде всего, Ивану Вырыпаеву, вместе с пожеланиями беречь здоровье, талант и время, которое так бессовестно отнимают у публичных людей. Большое спасибо всем видимым и невидимым творцам этой замечательной киноленты. Нам остается лишь с нетерпением ждать встреч с новыми работами.