Как правильно и с пользой отметить День Байкала
Как всем уже проели плешь, День Байкала отмечается ежегодно в последнее воскресенье августа, учрежден по инициативе ряда региональных общественных организаций, с 1999 года имеет официальный статус во всех четырех регионах При- и Забайкалья – Иркутской и Читинской областях, Усть-Ордынском округе и Республике Бурятия.
С каждым годом праздник приобретает все больший размах – во всяком случае бумажки, на которых перечисляются мероприятия, приуроченные к Дню, становятся все больше по площади (и все менее внятными по содержанию, но это уже вторая часть истории). Чтобы не ныть голословно цитирую сценарий Дня, рожденный специально на то уполномоченным Его Величеством Профессиональным Режиссером:
«13.00 Площадь около памятника. Аудио-программа «Байкал у нас один!» (…интервью с горожанами о целесообразности проведения Дня Байкала, выступления членов экологических групп, баз отдыха (так в тексте! – В.Г.), представителей администрации, имеющих непосредственное отношение к охране природы и вопросам экологии)». Грандиозно! Просто наяву вижу эту картину: машина, с установленным на ней агиткомплеском среднего радиуса действия (в просторечии именуемая «Геббельс»), сопровождает по перекрытому ради светлого праздника бульвару Гагарина колонну юных дворников из экологических отрядов мэра, чиновников, и ряженых под разных редких зверушек актеров ТЮЗа. Из динамиков доносятся профессионально поставленные непристойно-бодрые голоса ведущих и невнятное бормотание горожан, уклончивые ответы «представителей администрации» и имена никому не ведомых «членов экологических групп». В отдалении реют милиционеры, чьи лица от скуки приобрели серый цвет, в тон форменной одежке.
Когда все это дело прибредает к подножию памятника Александру и его сподвижникам по строительству железной дороги, там уже вовсю кипит работа. Детишки лепят из подручных материалов «памятник байкальскому омулю». Предлагаю проект: мраморная коптилка в ненатуральную величину, но вполне пригодная к применению по прямому назначению в промышленном масштабе – так хоть часть суммы на организацию «мероприятия» отобьем. Кстати, а что слышно – омуль уже вымер, или удостоился почестей, приличествующих разве что дважды Героям СССР (бронзовый бюст на родине героя, если кто не в курсе) еще при жизни?
Пока прибывшие пытаются сохранить единство колонн, ведущие добавляют хаоса, приглашая обладателей воздушных шаров с логотипом Дня протискиваться к сцене за ради «красочного оформления сцены». А на сцене и без шариков красота – театрализованный пролог с участием Боцмана, нерпенка и четырех байкальских ветров. Стало быть, костюмы с прошлого года моль не сожрала, есть чем порадовать горожан… Жалько руководителей области и города откровенно не понимающих – куда они попали и зачем.
Следующим номером, как положено, – дичь! На четырех отдельных площадках, перекрикивая друг друга, четыре «ветра» проводят: конкурс костюмов (товарищ Дынин в экстазе, побеждает, разумеется, «царица нефтяных полей» - труба, загнутая под углом 90 градусов к северу); фестиваль театральных постановок (побеждает кукольный театр с тридцатисекундной миниатюрой – Петрушка, очень похожий на Путина, возит Пьеро, очень похожего на Вайнштока, мордой по карте, прорисовывая измененный маршрут нефтепровода); конкурс чтецов «ребята о зверятах» (побеждает, ко всеобщему смущению, пьяный мужик лет пятидесяти со стишком «Мимо офиса Транснефти я без шуток не хожу: то ли «фак» в окошко суну, то ли жопу покажу…»); развлекательную программу «Полезные советы на исходе лета» (скудно одетые стриптизерши под музыку собирают вокруг шеста мятые евро и доллары в специальные пластиковые мешки с надписями «Байкал у нас один»). Официальный праздник резко обрывается в 16.00 подписанием «Обращения к жителям Прибайкалья». Разгоряченные граждане ищут продолжения банкета на собственный вкус и кошелек, очередной номер «СМ Номер один» выходит со статьей Юлии У. «Пьяные экологи засрали Иркутск». Занавес.
На весь этот детский сад для отстающих в развитии потрачены неплохие суммы бюджетных рублей. Вообще-то экологи, задумывая День Байкала, ставили совершенно иные задачи: привлечь внимание к положению дел, напомнить чиновникам, что озеро – достояние всего человечества, а не тех, кто уже построил на берегу свои дачи, что нужно относится к делу серьезнее. Экологи хотели как лучше, а у чиновников получилось – как всегда. Недаром уважающие себя экологические организации уже который год проводят День Байкала отдельно, спустя неделю-две. В этом году, особом для Иркутска и всей Восточной Сибири, у организаторов официального празднества получилось даже хуже, чем всегда, потому что, судя по рассказам очевидцев, всю подготовку к празднику доверили одному неконтактному и некомпетентному в проблеме (именно ПРОБЛЕМЕ) человеку. Нет, они, конечно, запланировали беседы на душеспасительные темы, но по опыту прошлых лет нетрудно представить себе, как все это с треском провалится, наткнувшись, например, на сбои усилительной аппаратуры или нехватку примитивных розеток для той же аппаратуры.
Я не знаю, кто мог бы провести праздник лучше. (Откровенно говоря, я вообще не считаю этот день праздником – может быть потому, что лучше среднестатистического иркутянина представляю себе ситуацию на Байкале, а она очень далека от всяких поводов к радости и веселью). Знаю лишь, что если бы людям, принимающих судьбу озера близко к сердцу, доверили что-то самим – получилось бы гораздо лучше. Открою небольшой секрет: после того, как в эпопее с трубой ВС-ТО наступил перелом, актив Байкальского Движения разослал по многим электронным адресам письмо с вопросами:
1. Что вы знали о проблеме прокладки нефтепровода по берегу Байкала до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы?
2. Почему вы приняли участие в "Байкальском движении"?
3. Каким образом вы участвовали в защите Байкала? (здесь можно указать все, что вы делали)
4. Какое будущее у "Байкальского движения"?
Полученные ответы показывают, насколько граждане ответственнее и умнее власти.
Иван, Москва: 1. О проблеме узнал ещё осенью. С начала зимы стал активно заниматься изучением ситуации, читал отрицательное заключение 1ой экспертизы (не одобренное). Так что знал всё достаточно хорошо и подробно ещё в январе-феврале. 2. Я был на Байкале этим летом и влюбился в него. К тому же меня пугал пессимизм Гринписа и Волны, что ничего сделать не получиться. 3. Организовал первый пикет в Москве ("Дуракам Байкал НЕ НУЖЕН" 1-го апреля). Инициировал встречи сторонников Байкальского Движения в Москве. Был со-организатором митинга 21-го апреля на Воробьёвых Горах. Был одним из организаторов акции на открытии Трубопроводного Форума в Экспоцентре. И многое другое.
Ирина, С.-Петербург: 1. По-видимому, до первого сброса инфы о первооапрельской акции Байкальского Движения в Москве я об этой проблеме ничего не знала. 2. Потому что возмутилась наглостью властей+бизнеса, принимающих природные ресурсы всего народа за свои собственные. 3. Совместно с Движением Гражданских инициатив (Владимир Соловейчик) организовали пикет против Трубы в Питере у памятника Ленину 25.04. Агитировала, информировала на туристских сайтах в Инете. Участвовала в демонстрации 1 мая с "байкальскими" плакатами.
Юрий, Екатеринбург: 1. Только экономические характеристики проекта, но не экологические. 2. Я вырос в Прибайкалье, люблю природу края. Мне было бы жаль, если бы он пострадал в результате техногенной катастрофы. 3. Рассказывал о Движении своим знакомым в Екатеринбурге, разместил информацию в своем ЖЖ, поддержал (правда, только морально) организаторов пикета перед зданием Полпредства в УрФО в апреле, участвовал в митинге против строительства ВСТО на Воробьевых горах, совместно с уральской ячейкой "Экозащиты" организовал и провел в Екатеринбурге пикет с требованием законодательно определить границы природоохранной зоны Байкала, по его итогам опубликовал в вестнике "Экозащита" статью.
Александр, Иркутск (в очень большом сокращении): 1. Узнал осенью 2005 о незаконных летних проектных работах экспедиции Транснефти на северном побережье Байкала от сотрудников ИЗК СО РАН. 3. Провёл рекламную кампанию по посылке подписей в своём цехе, впоследствии развешивал обьявления о митингах на заводе (ИркАЗ), распространял эту информацию через заводской профком и заводской сайт, инициировал сбор подписей во время референдума в Шелехове. Связался по телефону с местным телевидением и радиостанцией Бриз-радио Северобайкальска, те были ещё не в курсе проблемы. Передал Бриз-радио подборку и ссылки на информацию по ситуации. Впоследствии, они мне сообщили, что делали серию передач по теме. Печатал, расклеивал по Иркутску сам и передавал для расклейки другими объявления о наших трёх митингах. Через городские форумы способствовал организации акций протеста, по крайне мере, в трёх городах: Северобайкальск, Улан-Удэ, Томск.
Отдельного разговора заслуживает письмо из Улан-Удэ. Человек, написавший его, уже ничего не боится. Я же, на всякий случай, опускаю вообще все его данные, оставив только имена чиновников, случайно не внесенных в списки кавалеров ордена Иуды.
«После положительного решения экологической экспертизы я готовил газетные материалы еженедельно. Жаль, что вышли далеко не все – сказалась позиция правительства Бурятии. 22 апреля я выступил на митинге в Улан-Удэ, 26 апреля газета «Молодежь Бурятии» опубликовала мою статью «Труба зовет» о митинге. Поскольку в тот момент я состоял на государственной гражданской службе, был консультантом ТУ Росимущества по Республике Бурятия, статья была подписана псевдонимом «…». Но уже в середине дня 26 апреля главный федеральный инспектор по Бурятии Б.В. Данилов вызвал руководителя ТУ В.И. Яковлева по поводу этой статьи. Мне было объяснено, что я не имею права выступать против решений президента и правительства РФ. После известных слов В.В. Путина в Томске мне было сказано, что я был прав, но не имел права формировать общественное мнение до изменения позиции президента. После того, как от меня потребовали прекращения общественной деятельности и нарисовали дальнейшие перспективы моей госслужбы (понижение в должности и изменение обязанностей), я был вынужден уволится. Выбрал свободу».
Вот так – пока одни лепят омуля из папье-маше и награждают за лучший костюм в номинации «красная книга», другие вынуждены – как в брежневско-андроповские 70-е – «выбирать свободу», увольняясь с работы. Хотелось бы, чтобы люди, пришедшие попить пива на набережной в День Байкала, хотя бы знали об этом и понимали, что происходящее не имеет к защите озера никакого отношения. Движение в защиту Байкала было шире и разнообразнее, чем собственно БД, оно было сильно именно своей спонтанностью и отсутствием единого управляющего центра; более того, нет никаких сомнений, что появись такой центр - и все погибло бы. Предоставить слово активистам (после чиновников) на строго регламентированном шоу – просто издевательство. И если автор сценария этого не понимает, должен быть кто-то, кто донесет до него эту мысль.
Чиновники – что сейчас, что в конце 80-х - хотят одного: чтобы любое общественное объединение, хотя бы раз упомянувшее слово «Байкал», занималось только одним делом: убирало мусор. Задачу общественности сформулировал еще в 1999 году Ярослав Голованов: «Всякий человек, который лишь заикнется о создании в бассейнах стока в Байкал любого экологически опасного производства, будь то свиноводческая ферма или целлюлозный комбинат, подлежит суду. Это должен быть вечный закон, действующий столько, сколько будет существовать Байкал, который не зависел бы от политического устройства , - что там на улице: демократия, диктатура, монархия…» Вот идея, которую я хотел бы донести до тех, кто придет 27 августа на набережную.