Сектоборец всея Руси
В стане религиоведов царит «ликованье». К ним пожаловал сам великий сектоборец, денно и нощно искореняющйй «сектантскую нечисть» на необъятных российский просторах.
Всегда держащий нос по ветру, Дворкин не мог не заметить блекнущий ореол «бесстрашного борца с тоталитарными сектами». Бесконечные скандалы, стычки с милицией «отважные» схватки с кришнаитами, бредовые интервью вынуждают многих сомневаться в искренности его клятвенных уверений, будто секты – это главная угроза национальной безопасности России. Вот только что он запугивал жителей города Обнинска ужасами о нашествии на Россию «зловредный сект», а через считанные дни Александр Леонидович уже может объявиться на Дальнем Востоке, и там стращать дальневосточников кошмарами о нашествии «полчищ сектантов» на этот регион. Так и мотается изрядно поседевший бедолага по городам и весям, убеждая свое начальство в «преданности правому делу», но и не забывая о «хлебе насущном». Ведь еще в начале 90-х, находясь структуре отделе РПЦ возглавляемый им сектоборческий Центр, не был включен в бюджетную смету, и его сотрудники были вынуждены сами добывать средства на пропитание. Но дело не только в этом. За короткое время от главного сектоборца сбежали несколько сотрудников, не выдержавших вздорного характера шефа, и, прежде всего, беспардонной эксплуатации своих подчиненных. Без зазрения совести Дворкин под своим именем публиковал статьи, написанные сотрудниками сектоборческого центра. На недоуменные вопросы о причинах подобных деяний всегда следовал ответ: «А что тут такого? Ведь вы работаете у меня». И остался теперь глава широко разрекламированного центра с одним Мишей Плотниковым, его верным соратником в искоренении зловредных сектантов. До самого последнего времени Плотников был заместителем Дворкина по антисектантскому центру, состоящему всего из двух человек. И он же числится заместителем все того же Дворкина – но на этот раз как заведующего кафедрой сектоведения Свято - Тихоновского богословского института, на которой, кстати, также трудятся уже знакомые нам два человека и опять один заведующим кафедрой, а другой его заместителем. Сегодня много говорят о барских замашках «отважного бойца антисектантского фронта», внушительных гонорарах за выступления, дорогостоящих гостиницах.
И вот Дворкин решил сменить «окрас» - из сектоборца превратиться в религиоведа. В 2004 г. он переименовывает «Информационно- консультативный центр им. Иринея Лионского» в «Центр религиоведческих исследований», став его президентом. У многих религиоведов дух перехватило от такой беспардонной процедуры переодевания. Более 10 лет на всех перекрестках он костерит религиоведов и социологов религии как вчерашних атеистов, подыскавших себе непыльную работу. Каждое издание своей книги «Сектоведение» он пополняет именами религиоведов, приклеивая им ярлыки «сектозащиников» только за несогласие с придуманным им термином «тоталитарные секты». Тщетно искать в его публикациях хотя бы ссылки на труды основоположников религиоведения. Ничего кроме презрения сектоборец Дворкин к религиоведам и религиоведению никогда не выказывал. И, понятно, почему. Потому что, бренд творений Дворкина - беспардонное вранье и чудовищная клевета. А первый и основной принцип религиоведения (знания о религии) – объективность и беспристрастность. Что же мы видим и слышим в сектоборческих писаниях и говорениях Дворкина на телешоу? А видим и слышим нечто, не имеющее ни малейшего отношения к религиоведению. Что ни строчка, что ни слово - нагромождение вымыслов, бесцеремонное извращение фактов. Работая на станции «Свобода», недоучившийся у себя на Родине студент- филолог быстро освоил приемы психологической войны. Натаскивали его, по- видимому, асы своего дела. Во всяком случае, сумели так втемяшить в голову Дворкина «правила» ведения такой войны, что он целых пятнадцать лет неотступно следуем им. Дяди из спецслужб научили Сашу Дворкина придавать лжи и клевете товарный вид, играя на страхе людей перед чем-то новым, незнакомым. И самозваный «профессор» не подводит своих инструкторов, без устали распространяя домыслы в изданиях, претендующих называться «серьезными и солидными».
Мели Емеля, твоя неделя.
В 6-ом томе «Православной энциклопедии», издающейся по благословению Патриарха Алексия II, А. Л. Дворкин решил отметиться пространной статьей – «Богородичный Центр». Начинается она, пользуясь терминами фигурного катания с «тройного тулупа»- c тройного нагромождения неправды. «Богородичный центр», оказывается, - это секта, да к тому же деструктивная и псевдохристианская. Опустим такую «мелочь», как неправильное название организации – «Богородичный Центр», не имеющее никакого отношения к зарегистрированному централизованному объединению «Православная Церковь Божией Матери Державная». И дальше, применяя другой прием психологической войны - «целься птичке прямо в глаз» - главный сектовед опускается до примитивных инсинуаций в адрес архиепископа Иоанна (Береславского. «Береславский», уверяет Дворкин, - не настоящая фамилия главы Православной Церкви Божией Матери Державная. А подлинная его фамилия, почему – то утаиваемая от глаз людских, - Янкельман. Здесь Дворкин предстает во всей своей красе, показывая истинную цену и своего «профессорства», и своих «успехов» на ниве религоведческих исследований. Для унижения достоинства оппонента он не брезгует плагиатом из самых дешевых пропагандистских клише. Вставая в строй радетелей национально- расовой чистоты, Дворкин должен иметь в виду, что эти же клише при желании могут быть направлены и против него самого. В самом деле, почему бы (при совсем небольшом воображении) не считать фамилию «Дворкин» псевдонимом, а подлинной – Губельман. Ведь по одержимости, c которой Емельян Ярославский (псевдоним Губельмана) восставал протии веры в Бога, он являет собой прообраз яростного борца с любыми проявлениями инакомыслия. Дворкина роднит с Ярославским (Губельманом) бесцеремонно- хамское отношение к религиозным взглядам других верующих, призывов к их преследованию.
Взывать к совести и профессиональной этике автора грязного пасквиля о «Богородичном Центре» дело неблагодарное и, пожалуй, запоздалое. Сознавая это, мы все же приводим реальные сведения из биографии архиепископа Иоанна, имея в виду, что «данные а la Дворкин» порой можно встретить и в других публикациях. В качестве источника воспользуемся документами, содержащимися в монографии А. Н. Лещинского « Особенности богородичного движения в России (из опыта социально- философского анализа». М., 2005. На 175 стр. помещается факсимиле свидетельства(с наименованием ЗАГСА, подписью и печатью) о рождении гражданина РСФСР Береславского В. Я. В нем приводятся и фамилия отца новорожденного – «Береславский». На этой же странице воспроизводятся и два других документа, убедительно опровергающих бредни Дворкина об умственной неполноценности архиепископа Иоанна. Один из них – диплом об окончании Береславским В. Я. (а не придуманным Дворкиным Янкельманом!) музыкального училища им. Ипполитова – Иванова; другой - об окончании в 1970 г. Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.
Дворкину, именующему себя доктором философии и т. д., ничего не стоило бы обратиться в Православную Церковь Божией Матери Державная, и там выяснить настоящую фамилию ее руководителя, а заодно познакомиться и с иными сведениями из биографии архиепископа Иоанна. Но вот незадача: такой, казалось бы, общепринятый способ научного исследования никак не вяжется с методами психологической войны, в соответствии с которыми, ради дискредитации оппонента, дозволяется пользоваться любыми средствами. В интервью саратовским журналистам (май 2004 г.) Дворкин уверял, будто сам он не выбирал профессию борца с сектами. «Это – церковное послушание… Но занимаюсь проблемой уже двенадцать лет и буду заниматься, наверное, до конца жизни». Можно только догадываться о том, кто и когда в структурах Московской Патриархии давал ему такое послушание, благославляя его на ложь и оскорбление веры других людей. Сам Дворкин об этом почему-то предпочитает не говорить. Но что совершенно определенно, так это пунктуальное исполнение «послушания», принятого «профессором - сектоедом» от своих наставников по проведению психологической войны. Они могут порадоваться за своего ученика. Вот уже 15 лет Дворкин исправно пользуется наработанными и опробованными приемами оболванивания читателей, слушателей россказнями о происках сектантов. Поэтому правомерно говорить о «зомбированности» разума и чувство «профессора сектоведения», укорененности в них наизбывной ненависти, хамского отношения к людям, осмелившимся верить, думать и жить не так, как повелевает им сектовед Дворкин.
Казалось бы, в своих писаниях о «кознях сект» Дворкин уже достиг пределов возможного, выдавая на гора груды подтасовок, вымыслов, несусветной галиматьи. Продукция воинствующих безбожников порой выглядит детским лепетом в сравнении с написанным и сказанным Дворкиным о «кознях сект». Присущая ему одержимость, неуемное желание «бежать впереди паровоза», постоянно вынуждает его выступать в роли «массовика- затейника», придумывая очередную пакость. Так, в той же статье в «Православной энциклопедии» он несет полную несусветицу, уверяя читателей о существовании в Православной Церкви Божией Матери Державная чина «отречения от матери, в который может входить задание ударить собственную мать по лицу или плюнуть на ее могилу». Только в воспаленном воображении могут возникнуть подобные бредни. И, само собой разумеется, никаких фактических подтверждений в статье Дворкина не приводиться по вполне простой причине – их не было, и нет в помине. Но «профессора – сектоеда» это ни мало не смущает. И в следующем абзаце он распаляется еще больше, возводя на Православную Церковь Божией Матери Державная другу чудовищную клевету. «По сообщению очевидцев, - пишет он,- члены Богородичного центра подвергаются жесточайшей эксплуатации и надругательствам, к детям применяются жестокие физические наказания». Какие «очевидцы» рассказали Дворкину о всем этом - не сообщается. А ведь узнав о рассказанных ему кошмарах, сектоборец не статьи писать должен, а как законопослушный гражданин прямехонько направиться в провоохранительные организации. Но туда надо идти не с измышлениями, а с доказательствами. А их у сектоборца «с гулькин нос». Точно так же обстоит дело с другим его «открытием». Все в той же «Православной энциклопедии» он на полном серьезе утверждает, будто в Православной Церкви Божией Матери Державная полностью исключается животная пища, а сон разрешается не более 2-3 часов в сутки. И опять «профессор» сектоведения предстает во все своей красе. Никаких подтверждений, никаких ссылок на доказательства. А их можно получить самым простым способом - встретиться с верующими и узнать у них про «жесточайшую эксплуатацию», «жестокие физические наказания», про голодную диету и короткий сон. Но тогда бы сразу выяснилась цена «сообщений очевидцев». Однако Дворкина такая форма получения объективной информации никогда не прельщала. Ему по душе принцип - «мели Емеля - твоя неделя»; авось кто-нибудь и поверит и придуманным побасенкам.
Можно по-разному отнестись к написанному Дворкиным, посчитав это очередной ахинеей, на которую не следует обращать внимание. Так многие и поступают. Но в данном случае мы имеем дело с публикацией в авторитетном издании, по которой читатели, в том числе государственные служащие, могут судить о централизованной религиозной организации
«Православной Церкви Божией Матери Державная» и ее членах. Поэтому фрагмент статьи о якобы имеющих место правонарушениях в данной религиозной организации надлежит рассматривать как клевету: «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» (ст. 129 УК РФ). Наряду с этим в названном фрагменте наличествует возбуждение вражды по признаку отношения к религии (ст. 282 УК РФ).
Естество свое берет
Но как бы не мимикрировал Дворкин, ретушируя одиозный образ помешавшегося на сектоборчестве, лавры главного обличителя происков «сектантских полчищ» не дают ему спокойно спать. 2 февраля 2006 г в рамках ХIY международных Рождественских чтений состоялось совещание сектоведов РПЦ. Его участники приняли решение о создании «Российской ассоциации изучения религии и сект» (РАЦИРС). Президентом (и никак иначе!) новоявленной структуры избран все тот же неутомимый Дворкин. А секретарем – Лев Семенов, многие годы подвизавшийся на посту заместителя руководителя российского отделения Церкви Объединения (последователей учения Мун Сон- Мена. В двух номерах издаваемого Дворкиным журнала «Прозрение» он пространно рассказывает о подрывной деятельности Церкви Объединения в России. Но делает это с позиции стороннего наблюдателя. А мог бы (для полноты картины) сообщить, что именно ему была поручена роль ведущего во время выступления супруги Мун Сон- Мена в Кремлевском дворце съездов. И что Лев Ефимович Семенов много раз яростно отбивал нападки на учение Церкви Объединения во время пресс- конференций и круглых столов.
На последней странице журнала «Прозрение» приводится список 5 антисектанских центров, 4 из которых расположены на территории России и 1 в Белоруссии. И два центра носят имя Иосифа Волоцкого, прославившегося жесточайшими гонениями на еретиков. Он призывал инаковерующих (еретиков) жечь, гнать и убивать. «На еретическое семя – только рать и нож…» Не о таких ли временах мечтает «сектовед всея Руси» со товарищами?
Александр Дорохов