Фестиваль «Алые паруса»: как поплавали? Размышления после театрального марафона
Он завершился, этот недельный марафон (регата? плаванье под романтическими алыми парусами?), когда на шхуне что ни день сменялись команды - молодежные коллективы.
И каждый был чем-то хорош, и у каждого были волнение (в плаванье это лучше, чем мертвый штиль!), и отвага, и готовность преодолевать страх перед зрителем, тем более что зритель был более чем благодарный, свой, понимающий! Программа предлагала знакомство не просто с разными спектаклями, - но с разными режиссерскими подходами, даже, если хотите, с разными эстетическими театральными школами.
Второй год вокруг Иркутского академического драматического театра им. Н.Охлопкова с помощью агентства «Премиум» (директор Светлана Галанова) формируется молодежное движение. Не случайно же самый главный капитан фестиваля, его генеральный директор, генератор идей и генеральный спонсор - директор ИАДТ Анатолий Стрельцов еще на берегу благословил всех, кто отважился отправиться в нынешнее плаванье. Движение ставит своей задачей не только привлечь молодежь к театральному искусству, но и помочь становлению, воспитанию молодой личности, что невероятно важно при нынешнем состоянии общества.
Театральный фестиваль «Алые паруса» - только часть этого движения. На наш взгляд, наиболее интересная. О ней и пойдет речь.
Как дело организуешь - так оно и пойдет
Ольга Данилина, исполнительный директор фестиваля:
- От организации очень многое зависит - настроение ребят, руководителей; как их встретили, как разместили, как дали возможность показать себя. И мы старались сделать все возможное. Первоначально было около 40 заявок, лидеры нашего театрального движения разъезжали по районам и городам, отсмотрели 33 коллектива. В результате сформировалась довольно обширная география фестиваля - были отобраны коллективы из Усть-Илимска (молодежная театральная студия Евгения Пиндюрина), Усолья-Сибирского (театр «Юность»; театр «Алые паруса»), Железногорска-Илимского (народный театр «Зеркало»), Ангарска (театр «Четвертый этаж»), пос. Шиткино, Тайшетского района (школа-студия «Шанс»), Братска (студия «Ключ»; студенческий театр «Шар»), пос. Мальта, Усольского района (школьный театр Елены Заливной). Вошли в программу также коллективы из Иркутска: театр-студия «Созвучие», театр-студия «Бусинки», театр-студия «Эксперимент», народный театр «Предместье», театр-клуб-студия «Диалог», лингвистический театр Игоря Ливанта. На камерной сцене шел просмотр спектаклей, ребята показывали театральные капустники, иркутские актеры и режиссеры делились секретами мастерства…
По ходу фестиваля возникали интересные предложения - они непременно учитывались. Скажем, ярким оказался гостевой спектакль коллектива Игоря Ливанта - его, Ливанта, попросили провести мастер-класс, и он это замечательно сделал. Мы могли хоть каждый день проводить мастер-классы, но просто не стали перегружать режиссеров и ребят, чтобы показать гостям город, Байкал, дать возможность пообщаться.
Думаю, с точки зрения организации все прошло так хорошо во многом оттого, что лидеры нашего движения такие замечательные - инициативные, мобильные, творческие. Это молодые юристы, влюбленные в театр, Надежда Кривобокова и Игорь Щеглов. Они создали настоящую атмосферу праздника.
Надежда Кривобокова, сопредседатель молодежного театрального движения:
- Наша суперзадача - это объединение молодежи, которая неравнодушна к театру. Но если и те, что равнодушны, присоединятся к нам, если все станут больше внимания обращать на театр - вот тогда наша задача будет выполнена. От этого само общение людей станет интереснее. Ведь театр - тоже форма общения, и он может быть интересен самым разным людям.
- Надежда, ты сама занимаешься в театре «Эксперимент». Давно? И что это тебе дает?
- Уже семь лет. Театр очень помогает в воспитании характера - сцена позволяет собраться, мобилизоваться, и ты чувствуешь энергию зала, глаза зрителей - это уже ко многому обязывает. Нужно соответствовать сцене. Я по профессии юрист, и мне, я это чувствую, очень помогает приобретенное в театре умение правильно говорить, строить свою речь, добиваться, чтобы меня услышали. Я хочу, чтобы и другие ребята тянулись к театру, - не потому, что им там дадут хлеба и зрелищ, а потому, что это возможность внутреннего развития.
Игорь Щеглов, сопредседатель молодежного театрального движения, работающий в тандеме с Надеждой:
- Я тоже занимаюсь театром седьмой год, до этого были конкурсы чтецов, конферанс. Первый выход на сцену случился в детстве - в Доме офицеров (я рос в семье военного), я испытал потрясение при виде огромного, необъятного зала.
- Сегодня у тебя более взрослый взгляд. Ты считаешь, что театр должен разговаривать со своим молодым зрителем его языком?
- Театр должен понимать своего зрителя, но и зритель должен понимать свой театр. То есть нельзя театру опускаться (порой это значит - упасть!) до уровня того зрителя, который приходит в зал, нужно искать разумный компромисс.
- Было ли это найдено на фестивале, который только что завершился?
- Несомненно! Хотя, конечно, к нам больше приходили ребята, которые все-таки заинтересованы театром, и у них готовность к такому пониманию выше, чем у просто молодых людей с улицы.
- Игорь и Надя, ваши самые яркие театральные впечатления?
Игорь:
- Практически все спектакли я видел уже при отборе, и у меня очень хорошие впечатления. Понравились ребята из Усть-Илимска, у них легкий, задорный, праздничный спектакль. Понравился братский «Ключ» - они использовали живой звук в спектакле по Вампилову; понравился братский «Шар», который показал на закрытии «Прощание с Матерой».
Надежда:
- Понравились все коллективы, во всех спектаклях были свои изюминки - и режиссерские, и актерские. Были и ребята, которым, думаю, стоит подумать о своем актерском будущем. Пустых спектаклей нет. Было интересно следить за тем, как актеры передают сложности пьесы, режиссерский замысел.
- Каким вы хотите видеть фестиваль в ближайшей перспективе?
- Прежде всего, чтобы он мог выйти не только на камерную, но и на основную сцену. Как не каждый спектакль покажешь на основной сцене, так не каждый пригоден и для камерной. Это было бы интереснее, зал вместил бы больше зрителей - ведь пока мы вынуждены ограничивать их число. Мы надеемся также расширить географию фестиваля.
Главное - что он для молодых!
Валентина Просекина, основатель и руководитель театра-клуба-студии «Диалог»:
- Обычно размышляешь, что дает та или иная акция именно твоему коллективу. В частности - что есть для нас фестиваль «Алые паруса»? И понимаешь, что это, во-первых, стимул для дальнейшего развития и повышения мастерства. Потому что само выступление на сцене академического театра - это уже кое-что. Во-вторых, общение с другими театральными коллективами: всегда смотришь, что ставят другие, как ставят и почему. В-третьих, наш фестиваль - это только часть движения «Алые паруса», которое сейчас формируется. В марте был открыт театральный клуб, где будут проходить дискуссии по всем волнующим проблемам, выраженным через театр. И многие театры заявили свои темы. Мы, например, хотим в мае провести встречу и разговор о молодых драматургах. Я очень люблю классику, особенно русскую, но молодые драматурги, не очень сегодня признаваемые, имеют право быть услышанными, ведь они говорят прямо о сегодняшнем дне. И это очень важно. Мы будем читать пьесы современных молодых авторов, обсуждать их, разучивать и ставить фрагменты.
Что уж говорить о тех, кто приехал из глубинки! Уверена, они получили еще больше впечатлений, которые станут для них еще более мощным стимулом. Я со многими режиссерами и ребятами общалась и убедилась в этом. Они еще не полностью это осознали, но что они буквально потрясены - это очевидно. Сама сцена, встреча с людьми разного уровня, мастер-классы, детальный и доброжелательный разбор спектаклей - все это не прошло просто так, даром. Думаю, каждый коллектив, который прошел через такое, просто обречен на развитие!
И главное отличие этого фестиваля от других - он для молодых. Верю, что уровень его будет расти.
Был интересен каждый день
Светлана Жартун, театральный критик:
- Мне был интересен каждый день фестиваля, и не потому, что демонстрировался такой уж высокий уровень мастерства; он был интересен по эмоциональному и нравственному посылу, по тому, с чем молодые ребята и их руководители выходили на сцену и пытались говорить со зрителем.
Мы ездили по северу, по селам, и там, где люди не живут, а выживают, где социальные проблемы просто вопиют, - эти ребята находят способы ТАК себя реализовывать. И даже если не очень получаются спектакли, то все равно распространение этого - гуманитарного - начала имеет великое значение! Но как только за билеты начинают брать деньги (часто это происходит вынужденно), всякое театральное действо превращается в зрелище, и тогда его приходится оценивать по законам театрального искусства.
Из числа спектаклей я бы выделила те, что сделаны достаточно профессиональными режиссерами и представляют собой художественную ценность. Это усть-илимский спектакль «Почти как в сказке» - поражает выплеск молодой энергии, блестящее, азартное пребывание на сцене. Режиссер Евгений Пиндюрин ведет исполнителей к иронии, самоиронии, и все вместе это - ярко выраженная вахтанговская школа, последователем которой является и сам режиссер.
Интересным по режиссерскому решению мне показался спектакль Валентины Просекиной (театр-клуб-студия «Диалог», спектакль «Необыкновенная обыкновенная история») - по выражению мысли этот спектакль безупречен. Некий романтичный и эмоциональный молодой человек и его рациональный дядюшка вступают в конфликт, и происходит перевертыш, они меняются ролями… Это как бы спор сегодняшнего дня - что такое прагматик и романтик. По актерскому исполнению придраться можно, но повторяю, по мысли это один из лучших спектаклей фестиваля. Как и «Прощание с Матерой» (театр «Шар» города Братска). Тема звучит очень остро, хотя передается временами слишком пафосно, но - прогресс сегодня не остановить, как бы мы того ни хотели, и я убеждена, что жизнь все равно должна двигаться, развиваться. Режиссер Головина выстраивает между сценами метафоры оптимистического и пессимистического начала жизни.
Это не значит, что только эти три режиссера выделились, оказались заметны. Интересна была работа режиссера Игоря Ливанта «Я родился, я умер…» - это альтернативный театр, который строится совсем по другим законам - законам Питера Брука, чью театральную эстетику он исповедует.
Были и спектакли про наркоманов («Звезда над крышей», Ангарск), но тут возникает вопрос, кому он адресован. Скорее это просто акция, которая должна лобово показать, что наркомания приводит к деградации, к смерти; но режиссер пытается говорить с нами художественно, и возникает некое подобие правды, которая на сцене становится неубедительной. И второй спектакль - «Люблю» - нормальный спектакль, но как только на сцене появились скинхеды и возникает тема русофобии - начинается та же самая «школьная акция», если не сказать - поспешная художественная неудача.
А если резюмировать весь фестиваль - это колоссальное созидание. Поодиночке эти молодые люди могут пропасть, но объединенные общей идеей, этим общим увлечением, они всегда поддержат друг друга и останутся людьми. И спасет их, как ни странно, их увлеченность театром.