Говорухин не любит "Ночной дозор"
Фильм по одноименному роману Владимира Дудинцева "Не хлебом единым" собрал полный зал в КДЦ "Художественный". Зрители долго аплодировали и имели возможность на протяжении часа пообщаться с режиссером Станиславом Говорухиным и исполнительницей главной роли актрисой Светланой Ходченковой.
Перед показом ленты режиссер дал пресс-конференцию. В ходе нее многие журналисты убедились: Говорухин — человек не просто умный, но и жесткий и, как это ни кажется странным, печальный. Основная причина грусти: недовольство современным российским кино.
Говорухин и документалистика
Режиссер напомнил, что помимо актерской и режиссерской работы десять лет назад он всерьез занимался документальными лентами. На рубеже эпох, в середине 80-х, его фильмы пользовались бешеной популярностью. Зрители, выходившие из кинотеатра "Россия" с показа фильма "Так жить нельзя", тут же сжигали свои партбилеты. Успех ленты "Россия, которую мы потеряли" оказался не меньшим. Мешки писем со всей страны и признания в том, что только он раскрыл людям глаза на происходящее. Однако со следующим документальным фильмом "Великая криминальная революция" случилась катастрофа. Снимался он для телевидения, но так ни разу и не был показан.
— Пару лет назад я обратился к руководству одного из телеканалов с предложением показать "Криминальную революцию" спустя десять лет после ее создания. Но мне ответили отказом. Дескать, грядут какие-то очередные выборы, и народ... просто не станет его смотреть.
О молодом поколении
По словам режиссера, "двадцать процентов нынешних молодых людей — дебилы, пятьдесят процентов — тинейджеры с попкорном".
— Такие люди, придя смотреть мою новую картину, просто разбегутся. Грустно думать, что прошли те времена, когда народ ломился в кинотеатры на "Летят журавли", "Дом, в котором я живу" и "Осенний марафон". Эти фильмы актуальны всегда. Но сейчас они не соберут полных залов. Или идет вырождение рода человеческого, или вырождение самого кинематографа.
Только треть молодых людей в стране, по словам режиссера, действительно мыслящие в правильном направлении люди. Но, сказав это, Говорухин тут же оговорился, что и среди тинейджеров есть много умных. А некоторые из них настолько продвинутые, что Станислав Сергеевич их уровень развития ставит даже выше своего в то время, когда он был в юном возрасте.
— А то, что дети деградируют, не всегда зависит от родителей и кинематографа. Все гораздо проще. У нас сотни городов, где единственное градообразующее предприятие давно не работает. Как следствие — никакого достойного досуга в этом населенном пункте просто не существует, а заставить живущую впроголодь молодежь читать книжки и смотреть умные передачи невозможно. На своих образованных, но безденежных родителей они смотрят с презрением: "Какого черта вы горбатитесь на государство, которое на вас плюнуло!"
Говорухин также сообщил интересную новость. Сейчас Госдума обсуждает законопроект о введении квоты на показ фильмов. Депутаты хотят, чтобы в кинотеатрах шло 60 процентов иностранных фильмов и сорок — российских. А затем добавил, что Комитет по культуре Госдумы и он лично против этого.
— Сейчас активно строятся и воссоздаются кинотеатры. Если же они будут показывать столько российских фильмов — они начнут гореть. Но самое главное в том, что нынешнее российское кино гораздо безнравственнее, чем зарубежное. Как только стало возрождаться отечественное кино, наши дети перестали играть в благородных западных героев Сталлоне, Сигала, в фильмах с участием которых добро всегда побеждает зло. Теперь их головы забиты героями "Бумера" и "Бригады". Идеализируемый сегодня образ бандита губит сознание молодежи. В пионерлагерях, как космонавтов, стали встречать актеров из "Бумера". Это безнравственно. Кинематографист, по моему мнению, несет ответственность перед обществом, он еще и воспитатель. Если этого нет — никакой он не художник! Поэтому мое отношение и к перечисленным выше фильмам, и к "Дневному дозору" резко отрицательное.
На кино для детей нет денег
Корреспондент "Пятницы" спросил режиссера, не собирается ли он заняться детским кино, учитывая огромную популярность снятых им "Тома Сойера" и "В поисках капитана Гранта". С грустью в голосе Станислав Говорухин ответил, что получить средства на съемки таких масштабных картин, как три серии "Приключений Тома Сойера" и шесть серий "В поисках капитана Гранта", сейчас нереально.
"К примеру, для съемок фильма "Приключения Тома Сойера" мы построили целый пароход. А эпизод, когда Гек Фин вылазит из бочки, а по реке Миссисипи идет пароход, группа переснимала 19 раз! Позволяли средства.
— А теперь о съемках детских фильмов я даже не думаю. Я бы никогда не взялся снимать "Гарри Поттера", потому что считаю, что нормальное воспитание ребенка невозможно без творений Жюля Верна, Марка Твена, Конан Дойла.
О женщинах и мужчинах
На следующий вопрос нашего корреспондента, почему в прошлых фильмах ("Вертикаль", "Место встречи...", "Ворошиловский стрелок") главными героями были сильные мужчины, а в последних лентах — женщины, Говорухин сначала ответил с иронией.
— Возраст уже у меня такой. Настало время отдать должное женщинам.
Но затем режиссер заметно погрустнел и сказал:
— Снимать фильмы о благородных героях-мужчинах я перестал, увидев, что все прежние фильмы, к сожалению, никакого хорошего влияния на общество не оказали. К тому же сейчас понятия честь, благородство и дружба практически исчезли.
Лучшие фильмы Говорухина
"Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "В поисках капитана Гранта", "Десять негритят", "Ворошиловский стрелок".
Снимался в фильмах "Асса", "Анкор, еще анкор!", "Орел и решка". Автор сценария картины "Пираты XX века".