18+

Любовь Сухаревская

©  Байкальские Вести

Культура Иркутск

4181

10.02.2006, 09:54

Три нации, три цвета

В Иркутске открылась международная выставка живописи.

Интересно все же, какого цвета Россия? Какого цвета - Япония? А Корея? На этот вопрос не сразу найдешься что ответить, ведь для каждого человека то или иное понятие, даже такое сложное, как родина, может быть окрашено в разные цвета. Тем более если человек - художник. Ведь он мыслит образами, цветом, фактурой пространства.

И жизнь видит каждый по-своему. В этом - уже в который раз! - убедились все, кто пришел на выставку в Городской выставочный центр имени В.С.Рогаля. Вечером 3 февраля здесь и состоялся вернисаж - при огромном количестве гостей, желающих приобщиться к этому международному проекту. Было очень много молодежи - студенты иркутских вузов, художники, работники культуры, собиратели искусства...

Экспозицию составили работы художников Кореи, Японии и России, то есть - Иркутска. Правда, в Иркутск приехали только корейские участники, привезя с собой работы японских коллег. Как шутливо объяснили на открытии, японцы побоялись сибирских морозов, а корейцы - нет. Но, как в каждой шутке есть доля шутки, так и нам с вами понятно: трудности могли быть разного рода, в том числе и такого.

- Надеюсь, тепло наших сердец компенсирует вам суровость погоды, отогреет и этот проект пройдет с пользой и принесет хорошие плоды, - говорит на вернисаже заместитель председателя комитета по культуре Сергей Ступин.

- Да, в Корее самое большее минус пять, а здесь у вас все сорок... - откликается руководитель корейской делегации. - Но теплота встречи в самом деле все покрывает.

Как оказалось, еще в аэропорту, чуть не у самолета, хозяева встретили гостей с теплыми вещами.

- Мы собрали все теплое, что было, выдали гостям валенки, - рассказывает руководитель регионального отделения Союза художников России, народный художник РФ Александр Муравьев.

Да, дополнительная одежда тут как нельзя кстати: во-первых, гости прилетели в дни, когда и сами иркутяне ежились и прятали носы от мороза с ветром. Во-вторых, программой пребывания предусмотрена поездка на Байкал! А много ли найдется смельчаков из горожан, которые без особой надобности поедут на Байкал в такие холода?

Тем не менее к моменту выхода этого номера газеты гости уже отбыли в Листвянку, на базу МЧС России. Собирались кататься на снегоходах по льду, заняться дайвингом, взобраться на пик Черского, прокатиться по открытой воде незамерзающей Ангары... Как они провели там время - особый разговор, и мы постараемся рассказать вам об этом в следующем номере. Но знаем одно: эмчеэсовцы еще до их приезда заверили, что все будет в порядке, если вдруг нестандартная ситуация - спасут, помогут и подстрахуют.

Кстати, на пресс-конференции, предваряющей саму выставку, организаторов спросили, будет ли "просто открытие" или планируется какое-то шоу? Ответ был такой: - Для них сам приезд сюда, к нам в Сибирь, - уже шоу! Тем более на Байкал. Экстремальное шоу!

Но вернемся в теплые залы выставочного центра.

Иркутян представляют восемь художников среднего и молодого поколений. Это Сергей Элоян и Игорь Ширшков, Наталья Сысоева и Евгений Турунов, Сергей Жилин и Никита Шелтунов, Александр Муравьев и Александр Шелтунов. Они показывают гостям современную "русскую Россию", которая, впрочем, не замыкается в своем пространстве. И потому старинный зимний Иркутск Никиты Шелтунова соседствует с ангелами Игоря Ширшкова, написанными не по иконописным канонам, а в традициях светской живописи; сибирский и корейский пейзажи Натальи Сысоевой и ее же цветы устраивают перекличку с цветами Евгения Турунова, которого многие называют "самым восточным из иркутских художников". Радостная "Рождественская ночь" Сергея Жилина оттеняет грустную философичность "Спящего воина" Сергея Элояна.

Разными предстали перед нами японские и корейские художники - разными по стилям, приемам и техникам работы. Диапазон их направлений - от нефигуративного искусства до самого что ни на есть реалистичного реализма, от компьютерной обработки материала до следования традиционным школам. И потому мы видим авангардную работу Ким Ки Квона и изысканную черно-белую графику (цветы сакуры?) Ким Бьюнг Джина, роскошное золотое дерево Ли Хеон Гу, выписанное густыми мазками, и прозрачные, нежные акварельные пейзажи Ли Джай Хо ("Страна весны") и Мин Донг Ки ("Зимний ветер"), понятные человеку любой национальности. Из такого же ряда - международных знаков-символов - работа Ким Чи Джунга. Женщина с обнаженной грудью - это не просто "ню", обнаженная натура, это символ животворящего материнства, матери-кормилицы.

Может, я восприняла увиденное слишком субъективно, но работа Чунг Мьюнг Хи (гуашь, картон) и особенно живописные холсты художниц Гвон Сак Джонг и Чун Ми Ок напомнили стилистику нашего Сергея Элояна.

Динамичная, экспрессивная картина с танцующими ("Корейский фестиваль", автор Ким Бай Хи), при всей своей авангардности, была "прочитана" даже самыми молоденькими студентками, а вот полотно Джанг Джанг Зика ("Пять пятен") и лист Ю Боуинг Хо ("Три нации, три цвета") требуют от зрителя вдумчивости, необходимости поломать голову для того, чтобы раскрыть сокровенный авторский замысел.

Сложнее - с японскими художниками. Работ оказалось совсем немного, по пальцам перечесть, и из всего увиденного что-то легло на душу, а что-то осталось "вещью в себе". Так, эстетика красавицы-лилии, акцентированная современной компьютерной программой и проработанная вручную, оказывается вполне понятной и корейцу, и россиянину (автор – художница Хироаки Хамада); добротным дизайнерским проектом воспринимается работа Хироши Маруяма, и уж, конечно, способна позабавить иркутских зрителей милая нашему взору симпатяга-нерпа (художник Ицухара Цукад). Сами авторы, как уже говорилось, прилететь к нам не смогли.

Встреча художников трех стран в центре Азии, на берегах Байкала, может показаться очень даже символичной. Иркутск стоит на перекрестье путей, и наш державный двуглавый орел смотрит в оба направления - на Восток и на Запад, и принадлежит Россия и Европе, и Азии...

- Я поддерживаю любые программы по взаимодействию культур. Мы живем по центру, нам интересно смотреть и на Запад, и на Восток, - говорит Александр Муравьев. - Нас интересуют Канада и Сингапур, Япония и Финляндия... Наверное, и мы интересны японским и корейским художникам - через нас они хотят привиться к дереву западной культуры.

Кстати, инициаторами этого проекта выступили корейские художники, они же отпечатали высококачественные каталоги, афиши и пригласительные. Но инициатива эта тоже родилась не на пустом месте - в университетах Кореи три года преподает иркутская художница профессор Наталья Сысоева, в контакте с корейцами работает Иркутское художественное училище. Теперь связи переходят из сферы образовательной в сферу выставочной деятельности.

Итак, выставка открылась и работает в Доме Рогаля, ждет всех, кто захочет познакомиться с художниками, участниками проекта "Три нации, три цвета".

А по возвращении с Байкала наши восточные гости поживут и поработают в Иркутске, познакомятся с его достопримечательностями, побывают в музее деревянного зодчества Тальцы. Любопытно, что жить они будут не в гостинице - попросились на постой в мастерские к своим иркутским собратьям-художникам. Это облегчит им общение с хозяевами и между собой, даст возможность познакомиться с иркутянами в процессе работы и поработать самим. Особых условий по проживанию, питанию и отдыху гости не обговаривали.

Любовь Сухаревская

©  Байкальские Вести

Культура Иркутск

4181

10.02.2006, 09:54

URL: https://m.babr24.net/?ADE=27783

bytes: 7377 / 7377

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Город" (Иркутск)