Сегодня Рождество Христово отмечает большинство христиан мира
25 декабря большинство христиан мира празднуют Рождество Христово.
В этот день, 2005 лет назад, младенец Христос родился в городе Вифлееме.
В православной церкви праздник Рождества считается вторым по значимости после Пасхи, в католической же церкви это самый важный праздник.
Точная дата рождения Христа достоверно не установлена. Впервые о праздновании Рождества Восточной церковью упоминается у Климента Александрийского. Праздновался он в то время 6 января под названием Богоявление. Западная же церковь праздновала Рождество 25 декабря под названием Natalis. Начиная с времен Иоанна Златоуста Восточная церковь также начала праздновать Рождество 25 декабря.
Выбор дня празднования 25 декабря обосновывался отцами церкви в соответствии с иудейскими хануками или римскими сатурналиями. Ряд религиозных ученых отталкивается от празднования Благовещения, с которого проходит ровно 9 месяцев до 25 декабря. Это исчисление даты Рождества, однако, исходит из сроков обычного, человеческого вынашивания младенца, и вряд ли может быть применимо к сыну Бога.
После введения нового стиля для светских дат русская православная церковь, а также некоторые другие восточные церкви, также передвинули все даты церковных праздников на 13 дней вперед. Остальные христианские церкви, в том числе и некоторые православные – так называемые "старостильники" – по-прежнему отмечают Рождество 25 декабря. Смысл смены дат церковных праздников по новому стилю с трудом поддается объяснению даже патриархами православия и связан скорее не с какими-то объективными факторами, а с желанием отделиться от остального христианского мира, традиционно воспринимаемого русским православием как чуждое.
К празднованию Рождества Христова верующие готовятся сорокадневным постом. Канун праздника проводится в особо строгом посте, потому и называется сочельником – от слова "сочиво", то есть сушеные зерна, размоченные водой. Пост этот, как известно из известной телерекламы, продолжается до первой звезды.
В славянской народной традиции праздник Рождества воспринимался в первую очередь как переломное время года. В частности, его считали началом зимы. В соответствии с этим, Рождество (как и Новый год) в народе считали праздником, магически предопределяющим все последующие дни года, и по тому, на какой день недели пришелся этот праздник и каким было в этот день состояние природы, крестьяне судили о погоде, урожае и достатке в будущем году. Считалось, например, что "аще случится Рождество Христово в неделю, будет зима растворена, весна мокра, лето сухо, осень ветрена, воем радование, ... плодов изобилие, четвероногим множество, мед мног, – юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро". Согласно приметам разных мест, снег в Рождество – к урожайному году, а если будет метель – пчелы будут хорошо роиться; если в Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой; на Рождество "путь хорош" – к урожаю гречи; богатый иней на Рождество – к урожаю на хлеб, а небо звездисто – к урожаю на горох; какова погода после Рождества, такова будет и после Петрова дня; если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным, и т.п. Иногда, чтобы узнать, богатым ли будет урожай, крестьяне поступали так: после рождественской заутрени выходили на перекресток, чертили на земле палкой или пальцем крест, припадали к нему ухом и прислушивались: "если послышится, что едут сани с грузом – будет урожай, если пустые – будет недород".
В этот день старались не ссориться (чтобы не было раздоров в течение года) и избегать любых неприятностей (так как если с человеком в это время случится что-то плохое, то и в будущем году хорошего ждать не придется), а также иметь при себе деньги и одеваться в самую лучшую одежду (хотя при этом в некоторых местах запрещалось на Рождество надевать чистую рубаху, чтобы не было неурожая).
С долгами в Рождество не рассчитывались (чтобы не пришлось весь год расплачиваться) и сами в долг не давали (чтобы деньги из дома "не ушли"). В некоторых местах хозяйки не кормили на Рождество кур, чтобы они огородов не копали; нередко считалось также, что в день Рождества хозяину не годится со двора идти, так как иначе скот во время летнего выпаса будет блуждать и теряться. В разговенье, в первый день Рождества, за завтраком запрещалось пить воду, так как считалось, что из-за этого человек будет часто пить на сенокосе, и т.д.
Особое значение в Рождество придавалось рождественскому деревцу – обычно хвойному молодому растению. В России это была ель или пихта. За рождественским деревцем обычно ходили накануне праздника, в сочельник. Как правило, его добывал либо хозяин дома (один или с сыном), либо молодежь. В некоторых местах хвойные деревца и ветки разносили по домам участники ритуальных обходов – полазники в Польше, колядники в Моравии или пастухи, обходившие дома с благопожеланиями, в Моравии и Словакии.
Принесенное в дом рождественское деревце хозяева украшали фруктами, колосьями и орехами, сладостями, обрядовым печеньем, бумажными цветами и лентами, а у болгар еще и полосками ткани с нашитыми на них монетами и зеленью. Затем его подвешивали над столом верхушкой вниз или устанавливали на праздничном столе, либо на скамье подле стола, а еловые ветки и верхушки деревьев втыкали над дверью и за окнами, на фасаде под крышей, на заборе или на шесте перед окнами, затыкали за образа, вешали в амбарах, над дверями хлевов и овчарен.
После Рождества деревце обычно оставляли в доме до Нового года, Сретения или Крещения (т.е. до конца святок), а затем выносили во двор и втыкали в навозную кучу или сжигали. В более редких случаях деревце выносили из дома сразу после рождественского ужина, либо, наоборот, сохраняли до следующего Рождества, и лишь тогда сжигали. Пока же деревце пребывало в жилище, по нему гадали о судьбе домочадцев и о благополучии дома в будущем году: например, поляки полагали, что если на деревце-"полазнике" рано увянут и осыплются иголки, то следует ожидать мора или смерти кого-либо из домочадцев; а девушки бросали на деревце венки и верили, что если венок с первого раза повиснет на ветках, то это означает замужество в будущем году, а если гадающая промахнется, то ей придется просидеть в девках столько лет, сколько было неудачных бросков.
По-видимому, обычай вносить в дом на Рождество украшенные деревца (связанный, по всей видимости, с культом растений) возник еще во времена язычества, а более поздняя традиция ставить в доме украшенную елку, заимствованная в начале XVIII в. из Германии, просто наложилась на местные обычаи.
Многие обычаи и обряды, связанные с Рождеством, исходят не из канонического христианства, а из местных, языческих представлений или из христианских апокрифов. Именно оттуда пошли легенды о вертепе, бабке Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, присутствии в пещере, где родился Христос, вола и осла. Эти темы широко представлены в иконописи и народных преданиях.
Дмитрий Таевский, Наталья Шапарова, БАБР.RU