В Иркутской области живут люди неизвестной национальности
В Заларинском районе есть три поселка: Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник. Здесь живут люди уникальной национальности - бужские голендры. Корреспондент "Пятницы" побывал в Пихтинске, о котором возможно в скором времени будут говорить во всем мире.
Немцы с Буга везли в Cибирь камни для бани
В Иркутскую область большое количество переселенцев приехали по реформе Петра Столыпина в начале прошлого века. Например, три тысячи татар появились в наших краях из Уфимской губернии, а больше всего переселенцев было из Могилевщины и Волынской губернии.
Голендры в Иркутскую область приехали с берега Буга, поэтому и называли себя в первое время "бужскими голендрами". Правда, сами сибиряки обзывали их немцами за абсолютное незнание русского языка. В Заларинском районе голендр первоначально называли голландцами: за аккуратную европейскую одежду и хорошие сапоги. В Сибирь голендры везли с собой книги, фотографии, иконы, качественную утварь, столярные станки из дуба, большие немецкие самовары.
Петр Столыпин начал свою реформу в 1904 году, тщательно продумав тактику великого переселения. До сих пор процент так называемых "обратников" (те, кто вернулся из Сибири обратно на историческую родину), очень мал.
В начале переселения на место приезжала делегация, которая, как разведка, присматривалась к будущим условиям жизни и только потом перевозила всю свою родню. Переселенцам выделялась ссуда на дорогу, была организована вся погрузка, транспорт, питание, фельдшерская помощь. На новое место им разрешалось брать любой инвентарь. Пихтинские немцы привезли с собой даже дубовые бочки и, не зная в какие земли едут, везли через всю Россию камни для бани.
Голендры ушли в самую тайгу
В Заларинский район поток переселенцев возник в 1909 году. Чиновники по переселенческим делам находились в Черемхово, Заларях и Тырети. На свое усмотрение (но не забывая и о плане) они заселяли бесконечную сибирскую тайгу.
70 семей голендр оказались одними из первых переселенцев. Пихтинские голендры первоначально жили с белорусами в Старометелкино, но потом собрались и ушли на семь километров в болота, - в места, отдаленные от дороги. По своему материальному уровню голендры были успешнее белорусов, которые приехали вместе с ними.
В наших краях голендры не стремились смешиваться с другими народами. Детям давали только немецкие имена и никогда не выходили замуж за чужаков. По этой причине среди них даже происходили случаи инцеста. По большому счету, голендры до сих пор сохранили колониальный образ жизни.
До 1917 года голендры основали три деревни - Пихтинск, Средний Пихтинск, Дагник. Они сохранили традиции своих родных мест: вместо одной деревни голендры сформировали три небольшие колонии.
На местах переселенцам выдавалась ссуда, размер которой зависел от сложности освоения земли. Пихтинск вошел в самую сложную группу по трудности освоения - ссуда голендрам была увеличена до 65 рублей (по сравнению с 50 для более легких районов).
Также деньги постоянно выделялись на строительство колодцев и дороги, которые были необходимы Сибири, как кровеносные артерии.
Все для переселенцев!
Государство занималось абсолютно всем: от организации рабочих мест (в этом районе был построен мощный скипидарный завод) до церквей. В 1915 году в самой большой деревне района - Хор-Тагне построили православную Николаевскую церковь. Именно этот приход зарегистрировал голендр как верующих лютеран. Первое время к ним выезжал пастор из Иркутска. Он ходатайствовал о названиях деревень и освятил место под кладбище.
В Хор-Тагне также построили уникальную земскую больницу, специально предназначенную для лечения переселенцев. Также спешно стали отстраиваться министерские школы.
Таким образом государством была выделена переселенцам земля, построены колодцы, церковь, школа. Были выделены деньги на приобретение скота и семян. Первое время даже работали общежития, в которых переселенцы могли первое время отдохнуть и акклиматизироваться.
С юга возле пихтинских голендр жили татары, с которыми абсолютно не было никаких контактов. С запада в Хор-Тагне находились таежники-кержаки. Коренные сибиряки к немцам относились с явной опаской и откровенно их недолюбливали.
Раньше между Хор-Тагной и Пихтинском была настоящая вражда. Иногда голендры выходили в эту деревню из тайги без куска хлеба, просили хоть какую-то помощь и не получали ее. Пихтинцы же всегда дружелюбно встречали таежных путников. Но никогда не принимали их на ночлег.
Дорогу построил председатель законодательного собрания
Пихтинск, Средний Пихтинск и Дагник экологически всегда оставались чистыми. Голендры никогда не пьянствовали (как например, соседи из поселка Черемшанка), а, наоборот, трепетно относились к своему здоровью и пище. Пили сибирские немцы только свою горилку, которая славилась на всю губернию необыкновенной чистотой.
- Пихтинская горилка, как слеза! - до сих пор восхищаются жители Заларинского района.
В отличие от близлежащих замызганных деревень колонии голендр выгодно отличаются от всех других. Они действительно сохранили дореволюционный размах ведения хозяйства, продуманно организовывая свой распорядок труда.
Правда, долгое время поселения голендр были оторваны от внешнего мира. И буквально до середины 90-х годов, пока уроженец Пихтинска Иван Зигмундович Зелент (экс-председатель Законодательного собрания Иркутской области) не сделал дорогу, Пихтинск оставался маленьким островом в море тайги, куда не каждый мог добраться. До последнего времени поселения голендр даже не были зафиксированы на картах.
В связи с долгими переездами голендры до сих пор разговаривают на смеси языков: с отдельными элементами немецкого, польского, белорусского и украинского. Например, поют псалмы и читают духовные книги по-польски, а между собой разговаривают на украинском с примесью немецкого. Сегодня в Пихтинске живут православные, баптисты и лютеране. С большим почтением голендры-лютеряне относятся к отцу Игнасио - католическому священнику, который часто бывает в Пихтинске.
Время заставило голендр быть осторожными. В гражданской войне сибирские немцы участия не принимали. Правда, в 30-е годы НКВД проявляла обостренное внимание к поселениям голендр. Старики рассказывают, что в то время в деревнях было очень много подозрительных людей, которые внимательно ко всему присматривались и разнюхивали местные новости.
Практически каждая семья пихтинцев прошла через лагеря. Свободы их лишали фактически ни за что: лишь потому что были народом, неизвестным для всех остальных. В армию пихтинцев не брали - в обществе к ним всегда относились как к чужакам. Во время Великой Отечественной войны голендр отправляли в поселения - трудиться на благо фронта. Многие вернулись обратно через десять-пятнадцать лет.
И даже в тяжелейших условиях трудовых поселений среди таких же "неблагонадежных граждан" они оставались на уровне пленных немцев.
Землепашцы и скотоводы
Даже после сталинских репрессий голендры не озлобились. Внутренняя порода и религия сохранила в них глубокую порядочность, но со временем они стали более замкнутыми. По большому счету, судьба к Пихтинску была благосклонна. Больших пожаров никогда не было, потому что деревни строили по принципу: два гектара огородов, а посередине дом.
Голендры всегда оставались рачительными хозяевами. "Лучше Сибири нет земли", - до сих пор говорят многие из пихтинцев. Советское государство сильно не притесняло голендр, потому что они жили на отшибе и были настоящими трудягами. В советские времена голендры относились к разным колхозам - имени Молотова и Кагановича. Голендры из разных колхозов так и называли друг друга: "Молотовы" и "Кагановичи". В колхозах пихтинцев уважали, потому что все планы они всегда перевыполняли многократно.
Во времена перестройки с ее многочисленными трудностями колхозный скот пошел под нож, а земли заросли бурьяном. Одно время часть земель Пихтинска отдали под ведомство областного детского дома. Позже пихтинские голендры разделили землю на паи, и теперь занимаются фермерским хозяйством. Многие голендры перешли на разведение свиней и скота.
"Не отдавайте свои вещи чужакам!"
К сибирским немцам мы отправились вместе с Галиной Николаевной Макогон, директором Заларинского районного краеведческого музея. Пихтинск встретил нас солнечной погодой и воздухом, от чистоты которого кружилась голова. Дом на окраине долгие годы принадлежал уважаемому пихтинцу Михаилу Ивановичу Гильдебрандту. Сегодня здесь живет следующее поколение этой семьи.
- Проходите, пожалуйста, - приглашает нас в дом его дочь Людмила Михайловна Кунц.
Крепкие стены построек, огромная усадьба, незлые собаки.
- Будьте добры, покажите нам дубовые бочки, которые ваши предки привезли в Пихтинск, - просит Галина Николаевна.
Мы проходим в летнюю кухню. Здесь пахнет деревенскими продуктами и старинными вещами. На столе - необычная кухонная утварь и большой самовар. Столетние бочки до сих пор хранят продукты: их дерево потемнело, но обручи выглядят, как новые.
Голендры держат много скота: коров, свиней, лошадей. Скотные дворы чисто убраны - стайки просторные и крепкие. Людмила Михайловна показывает нам дубовый станок ее деда.
- Ни в коем случае не отдавайте чужим людям свои старинные вещи, - говорит Галина Николаевна. - Многим из них нет цены: они впитали в себя дух времени и вашу уникальную этнографию. Сохраните, что досталось вам от потомков!
Людмила Кунц по нашей просьбе выносит из дома фигуру девочки, искусно вырезанную из дерева. Этим ремеслом занимаются мужчины. Что интересно, каждый элемент фигуры выкрашен в яркие краски. Фотографировать поделку голендры не разрешили, сказав, что делали ее только для себя.
Знаменитая аккуратность
Через огород выходим к соседнему дому и застываем в недоумении.
- Вот смотри: настоящая немецкая аккуратность, - довольно говорит Галина Макогон. - В какой сибирской деревне еще такое увидишь!
Мы стоим возле поленницы дров. Но что это за поленница! Палочка к палочке, ряд к ряду, а сами поленницы выстроились на поляне аккуратными блиндажами. Вокруг них - ни соринки!
Мы знакомимся с Эдвардом Ивановичем Кунц. Крепкий старик 70-ти лет вместе с женой Лидией Густафовной показывают свое хозяйство. Практически все вещи остались от предков: глиняные кувшины, телеги, хомуты.
- Журавль-колодец у нас тоже давнишний, - говорит Эдвард Иванович. - Вода, нужно признаться, неплохая.
Внешне Эдвард Кунц - настоящий немец: спокойный, обходительный, с чутким отношением к словам.
"Рыбачим прямо с огорода..."
И правда, гостей голендры встречают с большим почтением. Во дворе семьи Зелент сохранился дом из числа тех, которые стояли в Пихтинске в его самые первые дни. Его построил Михаил Зелент. Рядом стоит усадьба, водруженная его сыном Юликом.
- Мои сыновья, наверняка, тоже здесь поставят свои дома, - улыбается Юлик Михайлович. - Да и на внуков я тоже надеюсь.
Шестиклассник Юлик Зелент только что вернулся из школы. Ученики средних классов из Пихтинска на автобусе ездят в школу Хор-Тагны.
- Мы держимся в школе вместе, - говорит Юлик. - Сейчас к нам все нормально относятся, хотя одно время местные обзывались на нас немцами.
Дом его прадеда сегодня используется как просторный сарай. На полу - мешки с картошкой и крестьянские орудия труда. Как раз за огородами усадьбы Зелент течет река Тагна.
- Мы рыбачим прямо с огорода, - говорит Владимир Зелент, сын Юлика Михайловича. - Правда, если есть желание серьезно порыбачить, нужно ехать в тайгу. У нас же здесь можно поймать и окуня, и щуку.
Во время гражданской войны белогвардейцы, прятавшиеся в Пихтинске, избили бабушку Зелентов. Женщина не вынесла позора и решила утопится в Тагне. Холодная речка уже почти ее скрыла, когда бурятская семья, живущая поблизости в юртах, увидела ее и бросилась на помощь. Теперь предки вспоминают эту историю со слезами на глазах.
Туалет - только в стайке
Мы направляемся в дом Альбины Адольфовны Зелент. По большому счету, в Пихтинске все родственники. Правда, многие из них говорят, что они лишь однофамильцы. Альбина Адольфовна - уникальная жительница Пихтинска. У нее 11 взрослых детей, а она до сих пор живо управляется с хозяйством. Мало того - великолепно ткет на старинном станке. Он похож на живое существо: тихое и серьезное. Альбина Адольфовна вышивает на редкость удивительные узоры, а в ее кованом сундуке хранятся бабушкины чепчики, шали и кофточки.
Старая усадьба соединена вместе со стайкой. Высоченные потолки, дурманящий запах сена, самый различный скот. Любопытный факт: до сих пор голендры не строят туалеты. Свою нужду они привыкли справлять в стайке вместе со скотом.
Нам показывают коромысло, с которым первые женщины-голендры ходили по воду. Во всей деревне не отыщешь такого коромысла: его изгиб специально подогнаны под женские плечи.
- Ни в коем случае не отдавайте старинные вещи чужакам, - повторяет Галина Макогон. - Когда мы организуем в Пихтинске музей, вы будете показывать эти раритеты туристам за большие деньги. Храните свое наследие!
Самосвалы гробят деревенскую дорогу
В Среднем Пихтинске находится вся социальная инфаструктура: и Пихтинска, и Дагника. В клубе регулярно проводятся танцы. Правда, его стены и полы давно не крашены, сам дом похож на усадьбу нерасторопного хозяина.
- На танцы в наш клуб приезжает молодежь из соседних деревень, - рассказывает местный житель Виктор Людвиг. - Раньше с ними случались драки. Иногда шли чуть ли не деревня на деревню. Сегодня все спокойно. Молодежи в наших деревнях немного: все стараются уехать в город.
Мы ходим по разрушенному детскому саду, закрытому недавно. Это качественное здание, покрашенное, с крепкими окнами, потихоньку начинают разбирать по досочкам местные жители.
- Какой был детский сад! - восхищается штурман дальнего плаванья Виктор Людвиг, который в настоящее время работает плотником. - Если сейчас не заниматься этим зданием, оно просто сгниет. Обидно, что наши деревни приходят в запустение. А тут еще строители ежедневно разбивают нашу дорогу. Они строят трассу между деревнями. Хоть бы несколько кузовов щебня уделили дороге в самой деревне! Представьте, что каждый день здесь носится по сорок самосвалов. Что останется от дороги в деревне?
За кладбищем уход не требуется
На велосипеде подъезжает почтальон Петр Бендик. Внешне - настоящий почтальон Печкин. Петр взвешенно и с огромным достоинством рассказывает о пихтинских подписчиках.
- Выписывают пихтинцы и еженедельник "Пятница", - говорит Петр. - Вашу газету никогда не выбрасывают, а передают соседям - почитать.
От имени редакции мы подарили Петру Бендик фирменные календарики еженедельника "Пятница". Во время разговора к почтальону постоянно подходили местные жители с одинаковым вопросом: "Петр, есть ли нам сегодня письма?" Бендик ежедневно на велосипеде объезжает все дворы трех деревень. Судя по всему, он очень гордится своей работой.
В деревнях пихтинских голендр работают несколько частных магазинов: по нормальной цене можно купить практически все необходимые продукты. За Пихтинском расположено старое кладбище. Интересный момент: у голендр не принято ухаживать за могилами - трава и деревья растут свободно.
Золотое кольцо Заларинского района
- На защиту поселений пихтинских голендр нужно подняться всем миром, - говорит Галина Николаевна Макогон. - Иркутская область не должна потерять уникальную этнографию этого замечательного народа.
Галина Макогон рассказывает о своем проекте. По принципу Золотого кольца России в нашей области может появится свое Золотое кольцо.
- Обидно, что многие туристы знакомятся с Иркутской областью только по Байкалу и этнографическому музею в Тальцах, - продолжает Галина Николаевна. - В каждом районе нашей области есть уникальные деревни, которые бы здорово поправили свое материальное положение, если бы и к ним приезжали туристы.
Действительно, Заларинский район в этом плане уникален. Здесь расположены настоящие этнографические поселения сибирских староверов-кержаков, белорусов, татар и голендр. Между прочим, заларинские татары замечательно исполняют свои национальные песни и выступают с концертами по всему району.
В устье рек Черная и Белая находится аномальная зона, в которой с таежниками случаются различные происшествия и расположены богатые очаги ягод и лекарственных трав. В Троицке сохранились старинные стены винокуренного завода, а под Заларями - торгово-хозяйственная усадьба начала века под необычным названием "Пятый магазин". В общем, туристам есть что показывать, тем более что дороги сегодня находятся в хорошем состоянии.
Католический священник отец Игнасио неоднократно привозил в Заларинский район польских туристов, английских фотографов, немцев, австрийцев, финов. Больше всего иностранцам было интересно побывать в быту таежников и крестьян: попарится в бане, отужинать с самогоном, переночевать на печке...
- Когда в Пихтинск приезжали немцы, они вместе с голендрами устроили совместное полисемическое пение, - рассказывает Галина Николаевна. - Это была уникальная встреча людей одной крови, но абсолютно разных судеб. Но в каких позорных стенах все это происходило! Сегодня социальная инфаструктура Пихтинска разваливается на глазах. Я считаю, что пихтинцы имеют право на выживание. А их этническую уникальность нужно просто беречь!