18+

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам.

Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования. Правда, новые возможности площадки зрителям продемонстрированы не были: сценография Анастасии Карамышевой отличается крайним минимализмом.

Во-вторых, это первая постановка на большой сцене Анастасии Гриненко в качестве главного режиссёра театра. До этого были «Летучий корабль», «Мёртвые души» и «Сватовство гусара», но в статусе режиссёра приглашённого.

Ну и в-третьих, это был крайне редкий в последние годы эксклюзивный проект, да ещё и с привязкой к местности. В общем, проигнорировать, как, например, заведомо провальное «Брачное агентство», было никак нельзя.

Постер к спектаклю «Формула Гайдая»

Если не брать во внимание «вешалку Станиславского», то можно сказать, что спектакль начинается с программки. В случае с «Формулой Гайдая» – лучше бы с чего‑нибудь другого. Потому что от этого типографского «шедевра» веет либо непрофессионализмом дизайнера, либо элементарной небрежностью. Цвет фона меняется под наклонным углом, а цвет текста на нём – под прямым, четыре смены цвета фона под чёрным шрифтом, тот же чёрный шрифт на тёмно-синем фоне. Без души, законченной мысли и заботы о глазах зрителей.

Такое чувство, что у театра контракт на поставку клиентов с офтальмологической клиникой. Особо рисковые зрители пытались разглядеть в полутёмном зале на тёмном фоне микроскопические карандашные отметки напротив исполнителей ролей. Безуспешно, разумеется.

Программка спектакля «Формула Гайдая»

С музыкой создатели спектакля заморачиваться не стали, позаимствовав шлягеры Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва из практически всех комедий Леонида Гайдая от «Операции Ы» до «Дерибасовской». Дербенёв, кстати, в программке почему‑то не указан. Как и другие композиторы и поэты, песни которых мы услышали. Вернее, указаны, но в «подвале» четвёртой страницы мелким шрифтом под списком начальников цехов. То есть там, докуда никто никогда не дочитает.

Как и ожидалось, в результате получилась «сборная солянка», в которой о музыкальной драматургии и речи не идёт, несмотря на обозначенный режиссёром музыкально-драматический жанр.

Как нет у постановки и крепкой литературной основы.

Пьесу (либретто – было бы слишком громко сказано) Анастасия Гриненко решила написать сама. И именно эта составляющая стала самым слабым звеном постановки. Вроде бы и подход основательный, чувствуется проделанная работа с биографией режиссёра, знание баек из его жизни. Не без некоторых погрешностей в «исторической правде», но на них даже не стоит заострять внимание, всё‑таки нам показывали не документальный фильм.

При этом если в первом действии с его довольно усыпляющим началом в виде десятиминутной лекции хоть какая‑то привязка музыкальных номеров к сюжету прослеживается, то второе отделение – откровенное ревю на тему фильмов Гайдая. А главное – зритель так и не получает ответа на вопрос: в чём же заключается формула Гайдая и почему именно так назван этот спектакль-концерт.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Начинается спектакль с сюрприза в виде... фонограммы. На первой премьере было особенно забавно: музыка зазвучала, когда маэстро Олин, только взобравшись на постамент, здоровался с первой скрипкой. Всё же помощнику режиссёра стоило дождаться, чтобы дирижёр хотя бы встал красиво, если уж не смог весь музыкальный материал оркестровать.

Начиная со второго номера, оркестр к процессу подключился, однако затем ещё пару раз отдохнул «под фанерой». Странная ситуация, которую уважающий себя музыкальный театр допускать не должен. Хватит с нас фонограммного искусства на малой сцене.

Мария Дербина в роли Гребешковой и Андрей Господарёв в роли Гайдая

Режиссёрскую состоятельность Анастасия Гриненко вроде как доказала. Те же «Мёртвые души» – продукт очень качественный. Однако к «Формуле Гайдая» есть вопросы не только по драматургической линии. Да, в финале наворачиваются слезинки, вызывает ностальгию вагончик поезда «Байкал», а уход Труса, Балбеса и Бывалого в памятник – просто шедевр.

При этом совершенно не оправдан экран, за исключением документальных кадров, конечно. Нет, задумка с эффектом живой съёмки хорошая, но воплощение подкачало: вместо логичного крупного плана зритель видит либо дублирование общего, лишь отвлекающее от сцены, либо и вовсе суету за кулисами.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

А ещё в спектакле не нашлось места хору. И это, вспоминая загнанный на станки хор в «Мёртвых душах», становится трендом. С балетом, которого в «Формуле Гайдая» даже чересчур, прекрасно разбирается супруг режиссёра Дмитрий Якубович. А вот что делать на сцене с хором, ни режиссёр, ни хореограф, похоже, не знают.

Зато знают, что делать с картонными фигурками: что в «Мёртвых душах», что в «Формуле Гайдая» без них не обошлось.

Также любит Анастасия Гриненко ломать «четвёртую стену» и устраивать интерактив со зрителем. Но если от просьбы Станислава Грицких «поём вместе с нами» возникло чувство неловкости, а со сцены ощутимо повеяло дешёвым поп‑концертом в ДК, то когда одного из зрителей вытащили на сцену с тем, чтобы заменить «бухающего» звукооператора, стало просто стыдно. Ну нельзя выходить на сцену в уличной обуви! Никому и никогда. В порядочных театрах даже цветы в конце спектакля зрители передают через капельдинеров.

Ну и финал. Вернее, четыре финала. Несколько финальных точек – это всегда плохо. Чувство меры – великая вещь, особенно для режиссёра. И если за «Полосатую жизнь» с вырезанным из фильма и практически забытым текстом – отдельное спасибо, то «Синема» Геннадия Гладкова... Даже Александр Суханов с его «Ленинградом» в первом акте, хоть и удивил, но всё же был уместен. Но заканчивать спектакль о Гайдае песней из фильма Аллы Суриковой? Неужели нельзя было без неё обойтись? Конечно можно. И финал от этого только выиграл бы.

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Что действительно порадовало на премьере, так это качество звука. Речь не про баланс от маэстро, этого мы, похоже, никогда не дождёмся, а про работу звукорежиссёров. Жаль только, что история с качественным звуком в ИМТ закончилась, не успев начаться. Впрочем, это уже другая история.

От актёрских работ впечатление двоякое. Начать с того, что особо играть в этом спектакле нечего, закончить тем, что ставка сделана на молодёжь. Поэтому на общем фоне выделяется опыт в лице Анны Захаренковой, Людмилы Шер, Егора Кириленко, Романа Лукьянчука. Станислава Грицких тоже можно было бы выделить, если бы была понятна его задача и предназначение его героя в этом спектакле.

Из молодых хочется отметить Кристину Рагиль и Анну Козыреву, первую – за вокал, вторую – за органичность.

А вот Гайдая в театре не оказалось. Сколько бы режиссёр ни говорила о «внешнем сходстве» и «внутреннем попадании в образ», к Андрею Господарёву в образе Леонида Иовича надо привыкнуть. И привыкать надо спектакля три‑четыре. Другой вопрос, много ли окажется желающих смотреть «Формулу Гайдая» не то что третий‑четвёртый, а хотя бы второй раз.

Мария Дербина и Андрей Господарёв на поклонах спектакля «Формула Гайдая»

Как и фильмы Гайдая, спектакль про него не претендует на глубину мысли. На выходе из театра от зрителей звучали разные определения: цирк, кино, кабаре, КВН... Мы не говорим, что это плохо, одним «серьёзом» тоже сыт не будешь. Тем более что спектакль действительно самобытный и эксклюзивный.

Но есть подозрение, что тренд на поверхностность и лёгкость восприятия становится в ИМТ приоритетным. Удивляться нечему: данный уровень постановок полностью отвечает вкусам и уровню культуры директора и её приближённых. Слаб на «попсу» и главный дирижёр. Были у поклонников «Поединка» и «Секрета её молодости» последние надежды на пару Гриненко и Якубовича. Но, видимо, увы...

Сцена из спектакля «Формула Гайдая»

Ну и последнее. Как ни крути, но спектакль о Гайдае к его 100‑летию – знаковое событие для Иркутска и области. Тем более что спектакль уникальный и целиком рождённый внутри театра. Однако министра культуры Олесю Полунину мы на премьере не увидели. Невелика потеря, конечно, и не привыкать, но осадок остался.

Фото: vk.соm/irkutskmusicaltheater

URL: https://m.babr24.net/?IDE=257120

bytes: 9852 / 8820

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура" (Иркутск)

Красотка из «Чужого» и «Аватара». К юбилею Сигурни Уивер

Я благодарна Чужому. Этот ублюдок дал мне всё.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

7857

08.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: квест «Тайны города И», викторина «Ван Гог» и концерт «В подражание старым мастерам»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

10372

07.10.2024

Видео дня. «Плохая девочка» Кидман

Кинокомпания A24 представила первый полноценный трейлер эротического триллера «Плохая девочка» (Babygirl), рейтинги которого на англоязычных ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

10588

03.10.2024

Интеллектуальная жестокость чёрно-серого мира. К юбилею Грэма Грина

В его творческом наследии 25 остросюжетных детективных и социальных романов, первый из которых был написан в 25 лет, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

8786

02.10.2024

От невесты Дракулы до жены Битлджуса. К юбилею Моники Беллуччи

Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда её нет и когда нет ничего, кроме красоты.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

10312

30.09.2024

Бабродвиж в Иркутске: «Золотые мелодии осени», игра-лото «Знатоки земли Иркутской» и экскурсия «Тайны театрального закулисья»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Иркутска на предстоящую неделю.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

11954

30.09.2024

Новый краеведческий проект от Эн+

В Иркутске запускается новый краеведческий проект «История в камне», организованный компанией Эн+ и библиотекой имени И.И. Молчанова-Сибирского.

Автор: Ярослава Грин.

Источник: Babr24.com.

Культура

Иркутск

20690

25.09.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Краски осени», мюзикл «Волшебник Изумрудного города» и мастер-класс «Рисуем осень»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

12051

23.09.2024

Видео дня. Роберт «Микки» Паттинсон в комедии Пон Джун‑хо

Кинокомпания Warner Bros.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

11951

19.09.2024

Хозяйка логова Крысиной стаи. К 100‑летию Лорен Бэколл

Именно в её доме проводились вечеринки «Крысиной стаи» – неформального творческого содружества звёзд кино и шоу‑бизнеса, одним из лидеров ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Мир

9452

17.09.2024

Бабродвиж в Иркутске: лекция «Слово о Вампилове», игра «Два голоса Сибири» и программа «Горячая энергия Вселенной»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Иркутск

13240

16.09.2024

О женском тщеславии и довольстве своей долей. Лучшее от Фенимора Купера к юбилею автора

Захватывающие произведения этого классика приключенческой литературы были невероятно популярны как в дореволюционной России, так и в Советском Союзе.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

8746

15.09.2024